Найти в Дзене
RTA agenda

COVID-19: что делать во время пандемии и как минимизировать потери? Чек-лист для руководителя.

Приступая к составлению антикризисных планов, нужно четко понять одно: тихонько переждать не получится. Только решительные и продуманные меры помогут компании выжить и минимизировать потери. Пандемия не похожа на те кризисы, которые были раньше, и последствия от карантинных мер уже оборачиваются большими проблемами, не говоря о самом вирусе.

Верным подходом сейчас будет подготовка к самым худшим сценариям: падению доходов, кризису ликвидности, долгому восстановлению и радикальному изменению клиентского поведения.

Займитесь планированием, создайте антикризисный штаб, который будет заниматься только кризисом, и тщательно продумайте возможные варианты развития событий, чтобы быть к ним готовыми. В составлении вам поможет наш чек-лист.

Защитите сотрудников и клиентов

Коронавирус — не шутка, и пренебрегать этим не стоит. Всемирная организация здравоохранения, местные органы власти и многие компании уже выпустили рекомендации для сотрудников и клиентов — пользуйтесь ими.

Морально поддерживайте сотрудников: проводите конференции с ответами на вопросы, расскажите о планах и изменениях, приготовьтесь к тому, что карантин повлияет на образ жизни.

Нарастите присутствие в соцсетях: больше общайтесь с клиентами, будьте открытыми, адаптируйте ваши продукты к новым условиям.

Поддерживайте карантинные меры, принятые в вашем регионе, и по возможности помогайте сдерживанию пандемии и борьбе с последствиями, например, собирайте средства для пострадавших.

Прогнозируйте

Разработайте макросценарии для каждого рынка и проработайте ответные меры. Например:

  • в случае отставания от плана и незначительных изменений оптимизируйте спрос маркетинговыми инструментами, стабилизируйте поставки и сократите расходы;
  • в случае резкого спада и снижения прибыли на годы вперед прибегайте к агрессивному маркетингу и временному закрытию локаций;
  • в случае кризиса ликвидности и риска для будущего компании предусмотрите закрытие подразделений и сокращение штата.

Подготовьтесь к самым негативным последствиям. В случае, когда речь идет о спасении компании, можно пойти на экстремальные меры. Главное, чтобы они были заранее запланированы и не стали неожиданностью. И не забывайте анализировать поведение конкурентов.

Сократите расходы

В кризисное время стоит быстро и радикально пересмотреть расходы компании и сократить некритичные траты. Слово «оптимизация» должно стать для вас главным в нынешней ситуации.

Основные меры:

  • договоритесь с поставщиками об отсрочке платежей;
  • остановите наем сотрудников, подумайте над добровольными отпусками;
  • оставьте рекламу только на самых эффективных каналах;
  • рассмотрите вариант отсроченной компенсации высокооплачиваемым сотрудникам;
  • пересмотрите план и управление инвестициями, отложите крупные вложения;
  • оптимизируйте цепочку поставок;
  • составляйте бюджет с четким обоснованием каждой статьи расходов.

Защититесь от падения прибыли

Настраивайте коммуникацию с клиентами, интересуйтесь их проблемами и переживаниями, поддерживайте и сочувствуйте им. Пересмотрите организацию продаж в текущих условиях, подготовьте план снижения рисков, разработайте новую ценовую политику. Но не снижайте цены на все подряд: восстановление может занять до 2 лет.

Вкладывайтесь туда, где рост возможен сейчас и в ближайшем будущем: развивайте онлайн, чутко реагируйте на спрос.

Адаптируйтесь

Кризис вынудил всех поменять привычный образ жизни, поэтому теперь нужно адаптироваться к быстро меняющимся условиям.

  • Стабилизируйте цепочку поставок: общайтесь с соответствующими подразделениями и отслеживайте риски, следите за ситуацией в регионах-поставщиках, добивайтесь гарантированного минимума поставок, делайте запасы, в случае нестабильности ищите новых поставщиков, регулируйте производственные мощности в зависимости от спроса, пересмотрите планы поставок и подготовьтесь к снижению спроса.
  • Составьте экстренные планы для всех подразделений, откладывайте некритичные задачи, позаботьтесь о гибкости кадров и возможности переброски сотрудников с одного направления на другое в зависимости от спроса, избегайте бюрократии, наладьте работу штаб-квартиры и IT.

Готовьтесь не только к защите, но и к нападению

Пандемия не вечна, и параллельно с антикризисными мерами нужно готовиться к оживлению рынка и восстановлению спроса. Решите, как вы будете обходить конкурентов: оцените опасности, позаботьтесь о цепочке поставок, подготовьтесь к конкурентному снижению цен и разработайте бюджет с учетом возможных агрессивных действий.

Продолжайте вкладываться в продажи, маркетинг и разработки, следите за трендами и реагируйте на них, составьте четкий план действий с разными сценариями восстановления. Накапливайте знания и опыт и инвестируйте в инструменты и системы, которые смогут защитить компанию в аналогичных случаях (agile-методы, адаптивное планирование).

Разрабатывайте конкурентное преимущество на тот момент, когда спрос «оживет».

Источники: Bain&Company:COVID-19: Actions To Take Now, Boston Consulting Group: COVID-19 Rapid Response Checklist Guide for not-for-profit leadership.

Спасибо, что дочитали до конца!

Если вы хотите стать экспертом в рамках рубрики, а также связаться для предложений и PR-сотрудничества, пишите нам на почту или в телеграм. Контактное лицо: Никита Садиков, главный редактор рубрики #agenda R:TA
n.sadikov@rta-moscow.com
@Sadikov_Nikita

По вопросам сотрудничества с R:TA, увеличения продаж и доли рынка, разработки стратегии и креатива присылайте запросы сюда: nb@rta-moscow.com