Найти тему

Художественное стекло ар деко. Рене и Сюзанна Лалик: хрупкая красота

Сюзанна Лалик  "Потрет отца" , 1931. Музей Лалик, Винген-сюр-Модер, официальный сайт - www.musee-lalique.com
Сюзанна Лалик "Потрет отца" , 1931. Музей Лалик, Винген-сюр-Модер, официальный сайт - www.musee-lalique.com

Сюзанна - одна из дочерей Рене Лалика. Но всем "своим девочкам", - так нежно называл своих дочерей и жён, - прославленный ювелир время от времени делал уникальные (во всех смыслах) украшения, и вместо экзотических материалов и драгоценных камней любил использовать для изготовления семейных реликвий стекло. Брошки, колечки, колье, браслетики и даже пуговички для платья создавал из материала, которое стало "альфой и омегой" в его творчестве.

К 1921 году фабрика Лалик в эльзасском Винген-сюр-Модере вновь открылась, производство было не просто запущено, но модернизировано. До Первой мировой войны сложная рукотворная technique de la cire perdue/ технология "тающего воска"или "исчезающего воска", которая активно использовалась в ювелирных мастерских, была адаптирована Рене Лаликом в сотрудничестве с Морисом Бергелином и запатентована для широкого применения в стеклоделии. (Техника тающего воска - на видео)

В послевоенное время техника "тающего воска" постепенно заменялась на другую, тоже получившую патент, - на машинизированное литьё в пресс. Нильсен Ларвик, норвежский коллекционер и критик, восхищенный талантом французского мастера, писал: " Истинная сила Рене Лалика, в том, что его мастерство позволило использовать услуги машины, не влияя на художественное качество своих произведений. В его руках машина стала инструментом художника". (Техника литья в пресс - на видео)

Действительно, технология литья в пресс, сочетающая и этапы механизированного изготовления, и ручного производства, определяла и высокую стоимость стекла Lalique, и уникальную образность. При этом великий мастер почти всегда доверялся своему чутью, его художественное дарование было столь велико, что он полагался, большей частью, на свою фантазию. Львиная доля созданных им произведений - и ювелирных, и стеклянных - выполнена по его собственным эскизам. Однако в 1920-х годах Лалик частенько стал использовать эскизы своей дочери Сюзанны.

Рене Лалик "Сюзанна", 1925, опаловое стекло, литьё в пресс. Музей Лалик, Винген-сюр-Модер, официальный сайт - www.musee-lalique.com
Рене Лалик "Сюзанна", 1925, опаловое стекло, литьё в пресс. Музей Лалик, Винген-сюр-Модер, официальный сайт - www.musee-lalique.com

Сюзанна предлагала образы, которые несмотря на простоту оказывались своевременными и востребованными. Индустриальная эпоха штамповала свои каноны красоты. Новое искусство обретало иные формы, тонкая чувственность природных форм ар нуво сменилась экзальтированной лаконичностью ар деко. Геометрия и масштаб стали приоритетными в формообразовании. Модели, созданные по эскизам Сюзанны, изготавливались из прозрачного или цветного стекла. Некоторые из них стали суперпопулярными как ваза "Водовороты" или "Нанкин" и производятся в компании Lalique до сих пор, но есть и раритеты, подобные вазе "Лес", чья "тема была исчерпана" за семь лет (1930 -1937 гг.), поэтому её можно встретить или в музейных экспозициях или на аукционных торгах.

В 2012 году во французском Музее Лалик в Винген-сюр-Модере (прим. ред.: существует ещё один тематический Музей Лалик в японском городе Хаконе) и 2013 году в Музее декоративных искусств в Лиможе состоялась выставка "Suzanne Lalique-Haviland, decoration reinvented", посвященная творчеству Сюзанны - личности неординарной, яркой, успешно работающей в самых разных областях искусства. Об этом мы поговорим в другой статье!

Музей Лалик, Винген-сюр-Модер, фрагмент экспозиции "Suzanne Lalique-Haviland, decoration reinvented". Официальный сайт - www.musee-lalique.com
Музей Лалик, Винген-сюр-Модер, фрагмент экспозиции "Suzanne Lalique-Haviland, decoration reinvented". Официальный сайт - www.musee-lalique.com