Найти в Дзене
несокрушимая и легендарная

Эрих Хартман врет, или действительно в Вермахте специалисты были более умными, чем в Люфтваффе?

Сегодня, просматривая рассекреченные документы советской военной разведки, наткнулся на немецкий «Справочник для водителя по эксплуатации автомобиля зимой».

Этот справочник был издан в августе 1942 года и, без сомнения, разработан он был после того, как немецкие войска, «совершенно неожиданно для себя» узнали, что в России зимой бывает очень холодно, в связи с чем, запустить двигатели автомобилей, танков и прочего, в морозы достаточно проблематично.

В этом справочнике были даны рекомендации, многие из которых в реальных фронтовых условиях было выполнить достаточно сложно, но были и толковые.

В связи с этим мне вспомнилась история из книги Толивера и Констебля «Эрих Хартманн — белокурый рыцарь рейха». Думаю, многие знают, что Хартманн считается самым результативным летчиком Второй Мировой войны.

Так вот, прочтя справочник для водителя и воспоминания Хартманна о суровых русских зимах и сложностях с запуском самолетов, невольно подумалось: «В Вермахте специалисты и механики были более умными и продвинутыми, чем в Люфтваффе и они лучше усвоили предыдущие уроки и были готовы к зиме?»

Почему я сделал такие выводы?

В книге рассказывается эпизод с пленением советского летчика эскадрильей Хартманна. Что в том удивительного?

Да ничего, просто надо учесть тот момент, что Хартманн прибыл на Восточный фронт осенью 1942 года, и захватить пленного они могли не раннее зимы 1942-1943 года, то есть уже после того, как был издан справочник для водителей Вермахта.

Так вот, немецких летчиков всегда удивляло, что русские поднимают свои самолеты в воздух в морозы, тогда как, немецкие механики были не в состоянии провернуть двигатели «Мессершмиттов».

И вот, пленный русский летчик дал немцам «мастер-класс» того, как поддерживать в боеготовности самолеты при низких температурах.

Одним из таких приемов было – залить в масло двигателя бензин, чтобы разжижить масло. Увидев, как русский залил в двигатель бензин и попытался включить зажигание, немцы на всякий случая отбежали подальше от самолета, опасаясь взрыва.

Потом один из немецких летчиков все же сел в кабину «Мессера», а механики прокрутили двигатель. И, о чудо, двигатель запустился, а русский снисходительно объяснил, что бензин разжижает масло и позволяет стартеру провернуть двигатель и запустить его. После того, как двигатель прогреется, масло испарится и, единственное, что необходимо делать в этом случае, это чаще менять масло.

Отрывок из книги "Эрих Хартман - белокурый рыцарь рейха"
Отрывок из книги "Эрих Хартман - белокурый рыцарь рейха"

Вот тупые немецкие летчики и механики, уже вторая зима на Восточном фронте, а они в морозы не научились запускать двигатели самолетов!!!

Хотя я думаю совершенно иначе.

Просто Хартманн кому-то навешал на уши лапшу. Возможно, он слышал эту байку, но для полноты картины, решил выдать себя ее очевидцем.

Или, я все же ошибаюсь и это правда, просто Вермахт был гораздо умнее «соколов Геринга»?

Давайте обратимся к справочнику, который, как мы помним, был издан в августе 1942 года.

Вот что там пишут по этому поводу:

Пункт 4.

«4. При температуре ниже -20°С разбавь моторное масло 15% бензина. При температуре ниже -30°С разбавь - 25% бензина. Если бензина нет, то в виде исключения можно использовать дизельное горючее.

Первое разжижение можно производить только под контролем автотехника. Если автотехник не может дать указаний относительно заправки машины и добавления в масло примеси (состав смеси указан в уставе 635/5 и в описании машины), то необходимо самому установить количество масла в картере.

...Более подробные сведения см. в описании машины. После заправки оставь мотор на 1-2 минуты работать на средних оборотах, чтобы масло хорошо перемешалось и достигло всех мест смазки (температура не выше +30°, +40°С). Во время езды часть примешанного горючего испаряется....»

Вот и выходит, что в Вермахте знали того, о чем в Люфтваффе и не догадывались, пока им это не объяснил русский летчик.

А что вы думаете по этому поводу?