Занятие в двух частях рассчитано на детей от полутора до трех лет. Продолжительность — 30-40 минут. Задачи сменяются каждые 3-5 минут. Занятие предназначено для развития умственных, творческих и физических способностей ребенка. Его можно проводить дома, не требует специальных приспособлений.
Если отсутствует цветной принтер, заготовки можно схематично изобразить самим.
1. Начало занятия. Танцуем вместе с ребенком.
Берем малыша за руки, встаем в центр комнаты и начинаем водить хоровод под песню Е. Железновой "Вместе с нами", выполняя озвученные движения вместе с ребенком.
2. Окружающий мир
Поставить перед малышом красивую коробку. Спросить его, как он думает, что лежит внутри? Пусть попробует догадаться. А лежат там картинки с разными грибами (можно распечатать данные картинки, к примеру). "С ними сегодня мы будем знакомиться. Ты знаешь, что грибы бывают разные? Есть съедобные грибы, которые можно очень вкусно приготовить, а есть несъедобные – поганки, их ни в коем случае есть нельзя". Достаем из коробки картинки с грибами, рассматриваем их и рассказываем. "Это гриб. У него есть ножка и шляпка. Похожа ножка гриба на твою ножку? А шляпка похожа на мою шляпу? Посмотри, какой красивый гриб!"
3. Названия грибов.
"Это белый гриб. Как ты думаешь, почему его назвали «белым», шляпка-то у него коричневая? (потому что ножка белая.) А этот гриб называют подосиновик. Догадываешься, почему? А вот это – подберезовик, как ты думаешь, почему его так назвали, и где чаще всего растет этот гриб? А у этого гриба очень интересное название – лисичка. Они такого же цвета, как и эти дикие животные – лисы. И когда-то существовало такое слово: "лисый", которым обозначали желтый цвет. Лисички обычно растут целыми «семьями». А вот и еще грибы, которые растут целой «семьей» – опята. Растут они обычно на пнях, их очень удобно собирать и можно быстро набрать целую корзину. Это – масленок, сыроежка. Все это съедобные грибы. Но их можно есть только в приготовленном виде. Сырыми грибы не едят.
А теперь давай посмотрим, какие несъедобные грибы нам могут встретиться в лесу. Если ты их найдешь – проходи мимо, ни в коем случае не собирай в свою корзинку. Это мухомор. Какой же он красивый! Шляпка красная в белый горошек, ножка белая. Но это ядовитый гриб. Его ни в коем случае есть нельзя! А это – бледная поганка. Смотри, какой этот гриб бледный. И название у этого гриба неприятное".
4. Рисование на манке
Берем поднос и сыпем в него манку. Показываем малышу, как по ней можно рисовать. Просим ребенка нарисовать гриб и дождик.
5. Физ.минутка.
За грибами в лес пойдем, (имитируем хотьбу)
В лес пойдем, в лес пойдем.
И грибов там наберем, (руками "собираем" грибы)
Наберем, наберем.
Полные корзинки ("несем" корзины)
Принесем мы сами,
И грибы подарим ("дарим" грибы)
Бабушке и маме.
6. Аппликация «Гриб»
Рисом обклеить белую ножку грибочка, шляпку выложить фасолью или гречкой, зеленый лист (к третьей картинке) – горохом.
7. Грамматика
"Мы в лесу, значит все здесь – лесное. Будем добавлять ко всем словам слово «лесной». Дорога какая? Лесная. А озеро? Лесное озеро (опушка, гриб, ягода, тропинка, зверь, птица, прогулка, трава)".
Теперь малышу надо размяться! Лучше, чтобы для этого была другая комната, не та, в которой проходила творческая часть занятия (к примеру, зал, если до этого вы были в детской).
8. Упражнение «Лесенка»
Представим, что мы в лесу. Помнишь, что кричат в лесу, если заблудился? АААУУУ. Кричим все громче, громче, а потом все тише, тише.
9. Игра «Где растут грибы?»
Спросите у ребенка, где растут грибы? Под деревьями, в траве и даже на пнях. Предложите малышу поискать грибочки, пусть он заглянет в каждый уголок комнаты, а затем прочитайте стихотворение и выполните действия.
Да, грибы искать не просто (оглядываемся вокруг, как будто ищем грибы)
Они маленького роста (приседаем).
Прячутся под елками (делаем «домик» над головой руками),
Засыпаны иголками (трясем вытянутыми ручками над головой).
10. Игра «Расти, грибочек, и большой, и маленький!»
Предложите ребенку пофантазировать и изобразить, как растут грибы. Ему нужно присесть, а затем подниматься все выше и выше. Так, постепенно, благодаря дождику и солнышку, растут грибочки. Когда «гриб» вырастет, предложите ребенку ответить на вопросы «Какой ты гриб? Где ты растешь? Ты съедобный или несъедобный?».
Возвращаемся в "рабочую" комнату.
Продолжение во 2 части.
Больше тематических занятий, связанных с природой, смотрите здесь: