№30 (352 стр) Константин Сонин "Когда кончится нефть и другие уроки экономики"
Интересная книга не только для экономистов, но также для широкого круга читателей. В довольно облегченной форме, отфильтрованной от всего сугубо академического, Константин Сонин (профессор Высшей школы экономики (РФ) и Чикагского университета (США)) разбирает кейсы, касающиеся различных сторон жизни. Показывается, что на сегодняшний день экономические подходы вышли уже далеко за пределы самой экономики. Например, они используется и в, так называемой, экономике права, когда спрос и предложение адаптируются для "рынка преступности" и это помогает разобраться в его механизмах гораздо глубже, в том числе предсказывать поведение акторов (преступников).
Книга соткана из 27 уроков, каждый из которых можно читать отдельно. Довольно доходчиво объясняется на примере ряда ученых и их изысканий за что и почему они получили Нобелевскую премию, какая от этого польза человечеству. Тот же Джон Нэш (если не знаете кто это, посмотрите превосходный фильм - "Игры разума" с Расселом Кроу в главные роли) по факту получил премию в 1994 году за статью в одну страничку, написанную более 40 лет до этого., хотя безусловно это не единственный его вклад в науку. На мой взгляд уникальность еще состоит в том, что Сонин лично знаком с частью Нобелевских лауреатов по экономике, а с некоторыми из них (даже будущими) написал работы в соавторстве.
Безусловно, несмотря на свое название, книга не только про нефть, точнее в большей части книги совсем не про нее. Хотя та же самая проблема "голландской болезни", ее преломление к российской экономике приводятся. Напомню в общих чертах про этот феномен: если всю экономику страны подразделить на сырьевую часть (экспортируется, зависит от колебания цен), неторгуемые товары (по сути, услуги, то, что не вывозится из страны, производится и потребляется внутри нее) и торгуемые товары, но за исключением сырьевой части, то с ростом цен на сырье, первые две части вытесняют третью со всеми отсюда вытекающими последствиями.
Так, производить что-то внутри страны для последующей торговли, в том числе за ее пределами, уже становится экономически не привлекательною. При этом эта история применима не только к российской действительности и сама степень взаимосвязи между наличием ресурсов и экономическим ростом страны до сих пор оставляет пространство для анализа.
Так же любопытный показался подход о применении экономических методов для оценки роли и степени влияния СМИ во время выборов. В конечном итоге СМИ также подстраивается под то, что ее аудитория хочет слышать/видеть/читать. Если очень просто, то влияние безусловно есть, но это далеко недостаточное условие победы кандидата или партии.
Полезное чтение!
Субъективная оценка: 8,5/10
P.S.
Друзья, присоединяйтесь к ЧЕЛЛЕНДЖУ #1mlnpages
Будем вместе читать в 2020 году!