Найти тему
Учёт.pro

Франчайзинг

Оглавление

Франчайзинг: как начинающим и опытным предпринимателям быстро развить свой бизнес

Бизнесмены, которые уже «раскрутили» свое дело, хотят развиваться дальше и выходить на новые рынки. А предприниматели-новички, напротив, часто опасаются начинать бизнес, потому что не уверены в своих возможностях. Тем и другим может помочь франчайзинг. Рассмотрим, как работает эта модель развития бизнеса.

Что такое франчайзинг

Франчайзинг – это предоставление за плату права на использование бренда, технологий или бизнес-модели в целом. Весь комплекс продаваемых прав и информации называется франшизой (от фр. franchise -  льгота). Продавец (франчайзер) - опытный бизнесмен, владеющий известным брендом, а покупатель (франчайзи), как правило – начинающий предприниматель.

Франчайзер не только продает права на бренд и пакет информации, но и помогает своим новым партнерам в работе: консультирует, оказывает техническую поддержку, обучает персонал и т.п.

Законодательное регулирование франчайзинга в РФ

В законодательстве РФ термина «франчайзинг» нет. Отношения по продаже франшизы регулируются статьями 1027-1040 ГК РФ, посвященными договору коммерческой концессии. В рамках этого договора франчайзер называется правообладателем, а франчайзи – пользователем.

При составлении договора концессии нужно соблюдать ограничения, которые накладывает ГК РФ:

  • Договор обязательно заключается в письменной форме.
  • Обе стороны сделки должны быть юридическими лицами или ИП.
  • Передача пользователю исключительных прав, например – на товарный знак или знак обслуживания, должна быть зарегистрирована в Роспатенте.

Обычно договор концессии включает в себя следующие обязанности правообладателя:

  • Передать пользователю всю необходимую для осуществления деятельности коммерческую, техническую и другую информацию.
  • Провести обучение сотрудников пользователя.
  • Оказывать пользователю постоянное содействие в процессе работы.
  • Контролировать качество товаров и услуг, которые реализует (оказывает) пользователь.

Стандартные обязанности пользователя концессии включают в себя:

  • Использовать при продаже товаров (оказании услуг) предоставленное правообладателем коммерческое обозначение.
  • Следовать всем инструкциям правообладателя по ведению деятельности, в том числе касающимся дизайна помещений.
  • Обеспечивать соответствие качества товаров (услуг) тому уровню, на котором их продает (оказывает) сам правообладатель.
  • Не разглашать конфиденциальную коммерческую информацию, полученную от правообладателя.

Плата за франшизу

Существует два основных вида вознаграждений, которые франчайзи платит франчайзеру:

  1. Паушальный взнос - это единовременный платеж. Его можно считать ценой передаваемой информации и оказанной франчайзером помощи по запуску бизнеса. Некоторые продавцы франшиз не берут паушальный взнос. Обычно такой подход используют компании, стремящиеся быстрее захватить новые рынки.
  2. Роялти – это регулярные (ежегодные, ежеквартальные и т.п.) выплаты, которые перечисляет франчайзи. Это – «абонентская плата» за использование бренда и технологий. Роялти могут быть фиксированными, либо рассчитываться, как процент от выручки или прибыли.

Также франчайзер может получать доходы от франчайзи и другими способами:

  • Продажа товаров, сырья и материалов – самостоятельно, или через связанные компании. В условия договора нередко включается обязанность франчайзи работать с определенными поставщиками.
  • Предоставление помещений в аренду.
  • Выдача займов.

Виды франчайзинга

Франчайзинг распространен во многих сферах бизнеса. Его можно разделить на следующие основные виды:

  • Производственный франчайзинг.

Франчайзи выпускает продукцию под маркой франчайзера. При этом головная компания передает весь комплекс технологий, основное сырье и контролирует производственный процесс. Этот вариант применяется в различных отраслях: пищевая промышленность, производство мебели, стройматериалов и т.п. Например, по такой схеме работают крупные компании, производящие безалкогольные напитки: Coca-Cola, Pepsico  и др.

  • Торговый франчайзинг.

В этом случае франчайзер передает франчайзи право на продажу товаров под его брендом и по установленным правилам. Если речь идет о технически сложных товарах, то франчайзи кроме продаж занимается и их сервисным обслуживанием. Такая схема широко распространена в торговле автомобилями, одеждой и обувью, бытовой техникой.

  • Сервисный франчайзинг.

Этот вариант похож на предыдущий, разница в том, что франчайзи реализует под брендом франчайзера не товары, а услуги. При этом также требуется строгое соблюдение стандартов, установленных головной компанией. Пример – сети химчисток или других предприятий по оказанию бытовых услуг.

  • Бизнес-франчайзинг.

В данном случае франчайзер передает франчайзи не какую-то отдельную технологию или продукт, а модель бизнеса в целом. Покупатель франшизы получает подробную инструкцию, включающую параметры производственных или торговых помещений, размещение оборудования или мебели, дизайн, униформу сотрудников и т.п. В итоге бизнес-единицы франчайзи практически не отличаются от аналогичных подразделений франчайзера. Классический пример такой модели – крупные сети фаст-фуда: McDonald's, Burger King и др.

Также крупные компании для ускорения развития нередко используют субфранчайзинг. В этом случае франчайзи получают от франчайзера право на построение собственных сетей.

Плюсы и минусы для франчайзера

Главный плюс для франчайзера – возможность быстро нарастить обороты и выйти на новые рынки. При этом:

  • Снижается потребность в финансовых и других ресурсах, т.к. франчайзи «на местах» сами занимаются организацией бизнеса: приобретают помещение, оборудование, подбирают сотрудников и т.п.
  • Продвижение на новые рынки упрощается, т.к. местные предприниматели хорошо знают специфику ведения бизнеса в своем регионе.
  • Проще управлять бизнесом: владелец бренда может оставить за собой только функции управляющей компании, а все текущие вопросы решают партнеры на местах.
  • Бесплатная реклама: расширение сети автоматически увеличивает узнаваемость бренда.

Но, конечно, у всех преимуществ есть и обратная сторона

  • Снижение рентабельности. Обороты франчайзинговой сети, конечно, растут быстро. Но при этом существенная часть дохода остается у партнеров и «не доходит» до головной компании.
  • Возможный урон для репутации. Потребитель не будет разбираться, с кем он имеет дело: с филиалом головной компании или с партнером-франчайзи. Низкое качество продукции или услуг любого из партнеров бросает тень на весь бренд.
  • Риск появления новых конкурентов. Любой из франчайзи после того, как освоит технологию, может расторгнуть договор и начать самостоятельно работать в той же нише. Конечно, в договора франшизы обычно включают ограничения на такую деятельность. Но на практике проконтролировать их соблюдение весьма непросто, особенно в удаленных регионах.

Плюсы и минусы для франчайзи

Основной плюс франчайзинга для покупателя франшизы – возможность легко войти в бизнес:

  • Можно воспользоваться проверенной бизнес-моделью, успех которой при соблюдении всех правил практически гарантирован.
  • Предприниматель сразу начинает работать под известным брендом, т.е. не нужны затраты на рекламу.
  • Текущая поддержка от франчайзера:

- помощь в подборе персонала и приобретении оборудования;

- консультации по организации бизнес-процессов;

- предоставление базы поставщиков и покупателей.

Но «старт» бизнеса с помощью франшизы имеет и свои недостатки:

  • Ограничения в работе. Франчайзи должен строго следовать регламентам, установленным головной компанией и практически не может проявить инициативу.
  • Развитие чужого бренда. Хотя франчайзи формально является самостоятельным бизнесменом, по факту он выполняет функции подразделения головной компании. Все его наработки (клиентская база, маркетинговые данные и т.п.) по окончании действия договора останутся у франчайзера.
  • Ограничения для будущего ведения бизнеса. Условия договора нередко предусматривают запрет для франчайзи на работу в этой сфере после завершения сделки.

Как начинающему бизнесмену не ошибиться в выборе франшизы

Если вы решили приобрести франшизу – обращайте внимание на следующие моменты:

  • Стоимость и порядок оплаты. Если цена не вписывается в ваш бюджет, то анализировать это предложение дальше не имеет смысла. Но и выбирать самый дешевый вариант, не обращая внимания на другие критерии, тоже не следует.
  • Предполагаемый срок окупаемости вложений.
  • Известность бренда и его история на рынке.
  • Масштаб сети: выручка, количество точек, динамика роста.
  • Конкурентные преимущества: высокие стандарты сервиса, ноу-хау и т.п.
  • Наличие подробно разработанных стандартов. Приобретаемый информационный пакет должен позволить построить «с нуля» работающий бизнес даже тому, кто еще не знаком глубоко с этой сферой. Но, конечно, в любом случае лучше покупать франшизу в той области, о которой вы имеете представление.
  • Юридическое оформление. На российском рынке лучше всего для приобретения франшизы подходит договор коммерческой концессии. Также возможно использование лицензионного договора, но сфера его применения будет более узкой: он относится только к правам на определенную технологию или товарный знак.
  • Наличие системы поддержки партнеров после начала бизнеса: текущие консультации, обучение персонала и т.п.
  • Опыт работы и отзывы других партнеров, ранее купивших эту франшизу.

Вывод

Франчайзинг – удобный и выгодный для обеих сторон вариант развития бизнеса. С его помощью владельцы известных брендов могут быстро выходить на новые рынки, а начинающие предприниматели – получать поддержку на старте.

Однако эта форма имеет и недостатки. Головная компания теряет часть дохода и может понести ущерб из-за недобросовестности партнеров. А бизнесмены-новички ограничиваются в своем развитии и возможностях дальнейшей работы в этой сфере.

Если вы решили купить франшизу – не ориентируйтесь только на низкую цену. Внимательно изучите все условия – от репутации бренда до отзывов других партнеров.