Одной из первых стран, где общетеоретические воззрения относительно того, что считать морскими десантными действиями попытались наполнить практическим содержанием, стала Россия. Причиной тому являлось страстное желание захватить Босфор. А это уже не дикое африканское побережье, и на берегу войска ждали не любопытные аборигены с копьями — Османская империя являлась очень серьезным противником. Теоретически Босфор можно было захватить в ходе чисто сухопутной операции через территорию Румынии и Болгарии, но на практике это не удавалось. Слишком много условий — политических, военных, экономических — должно было сложиться со знаком «+», чтобы российские казаки оказались у стен Константинополя. На достижение вожделенной цели огромное влияние оказывал фактор времени: пока наши войска шли с боями к Босфору, либо кардинально менялась политическая ситуация в мире — сильная Россия никому не нужна, либо экономика не выдерживала бремени военных заказов…
Когда это поняли, тогда и появилась идея комбинированного удара, то есть, как и прежде, основная масса войск наступает с фронта, но одновременно прямо на берега Босфора высаживаются войска с моря, которые при поддержке броненосцев российского Черноморского флота наносят прямой удар по столице Османской империи. К началу Первой мировой войны для реализации идеи захвата Босфора с моря в армии формировались специальные десантные части, под нее закладывались специальные десантные суда.
Например, в 1915 году начали постройку 50 самоходных десантных барж, так называемых «болиндеров», водоизмещением 160 т. Правда, моторов хватило только на 20 единиц, остальные баржи вступили в строй в качестве несамоходных. Через год Совет министров отпустил 23 млн руб. для строительства 20 десантных пароходов типа «Эльпидифор» водоизмещением 1050 т. Из них 18 достроили, в том числе 12 единиц, уже после Гражданской войны. Естественно, разрабатывалась и теория высадки войск морского десанта на обороняемое побережье. Первыми на практике реализовать ее попытались союзники России по Антанте.
В январе 1915 года англо-французское командование приняло решение форсировать силами флота пролив Дарданеллы, прорваться к Константинополю, вывести Османскую империю из войны и установить свое господство над Черноморскими проливами. То есть хотели сделать то же самое, что и Россия, только не с севера, а с юга. Для проведения операции союзники располагали двенадцатью линкорами в охранении четырех крейсеров и шестнадцати эсминцев. На линейных кораблях имелось 92 орудия калибром от 380 до 234 мм и 190 орудий калибром от 191 до 102 мм, флот имел значительное численное превосходство над турецкой береговой обороной пролива в крупнокалиберной артиллерии. 19 февраля 1915 года операция началась. Завершилась она 18 марта полным провалом: никуда англо-французы не прорвались, потеряв при этом три линкора, и еще три получили тяжелые повреждения. У турок оказалось выведено из строя восемь орудий.
Не решив задачу исключительно силами флота, союзники решили воплотить в жизнь русскую идею, то есть прорыв кораблей упредить захватом береговых батарей на Галлиполийском полуострове войсками морского десанта. В конце марта в Александрии началась подготовка англо-французского экспедиционного корпуса численностью порядка 81 тыс. человек (около пяти дивизий) при 178 орудиях. Подготовка велась открыто, что позволило туркам получить сведения о количестве десантных войск. Естественно, турецкое командование усилило береговую оборону, выделив дополнительные войска и создав на отдельных участках побережья инженерные заграждения.
Как показала практика, скрыть факт подготовки столь масштабной морской десантной операции практически невозможно, но союзники по Антанте сумели ввести противника в заблуждение относительно времени и места высадки. По этой причине, несмотря на общее превосходство турок в войсках в регионе, в конкретных районах высадки соотношение сил оказалось в пользу войск десанта, и, преодолевая сильное сопротивление противника, англо-французские войска смогли 25 апреля захватить несколько пунктов высадки, а на другой день объединить их в плацдарм глубиной до 1–1,5 км. При этом за два дня боев союзники потеряли около 18 тыс. человек.
А дальше создалась патовая ситуация, когда ни одна из противоборствующих сторон не могла превзойти противника в скорости наращивания своего потенциала в районе высадки, а потому у союзников не хватало сил прорвать оборону турок и выйти к берегам Дарданелл, а у турок не хватало сил сбросить войска десанта в море. Напряженные бои продолжались до конца мая. Ощутимые потери нес и флот. В мае турецкий эсминец и германские подлодки потопили три линкора союзников. Опасаясь новых потерь, союзники отвели свои крупные артиллерийские корабли, фактически оставив войска десанта без действенной огневой поддержки.
В этих условиях 8 июня 1915 года британское командование решило предпринять вторую высадку десанта на Галлиполи, чтобы одержать наконец победу. Для этого из метрополии отправили пять дивизий (около 127 тыс. чел.), девять мониторов, из которых пять имели 356-мм артиллерию и четыре крейсера. Предполагалось переломить ситуацию в свою пользу скоординированным ударом войск с существующего плацдарма и войск еще одного десанта в тылу турецких позиций. Операция началась 7 августа. В целом все повторилось: войска десанта сумели закрепиться на берегу, но турецкие резервы подходили быстрее, чем наращивали войска союзники. Обе стороны потеряли приблизительно по 45 тыс. человек.
На этом все и завершилось. Посидев еще немного в своих окопах, с 10 декабря до 9 января 1916 года англо-французские войска по ночам при слабом противодействии турок эвакуировались. Естественно, ход и исход морской десантной операции на Галлиполийский полуостров оставил неизгладимый след в умах военно-морских теоретиков всех стран. Главный вывод: берег сильнее флота, и высадка войск морского десанта на обороняемое побережье вряд ли может быть успешной. А значит, морских десантных действий надо всячески избегать.
При этом совершенно не учитывался опыт применения российского Черноморского флота в Трапезундской операции в феврале – апреле 1916 года. Затем в России началась Гражданская война, проходившая в условиях иностранной интервенции. В ходе ее и красные, и белые высадили несколько десятков морских и речных десантов различного масштаба, до армейского корпуса включительно. И абсолютное большинство из них оказалось успешным. Причем морские десанты иногда становились той палочкой-выручалочкой, которая позволяла выйти из позиционного тупика, который был так свойствен Первой мировой войне.
© А.В. Платонов
Статья взята из книги серии "Помни войну" - "Морские десантные операции" А.В. Платонова