Все говорит в пользу того, что с 12 мая режим самоизоляции если не будет отменен полностью, то начнет постепенно сниматься. При этом, ни о каком достижении пика заболеваемости говорить не приходится. Глядя на кривую числа заболевших глазами трейдера, мы бы дали однозначную рекомендацию «агрессивно покупать», если бы это был, например, график цены «Газпрома» или Сбербанка.
Выражаясь же шахматным языком, власти оказались в положении цугцванг – любое решение ведет лишь к ухудшению ситуации. Но туда они загнали себя сами безграмотной экономической и налоговой политикой.
По-хорошему, режим самоизоляции надо продлять в крупных городах до тех пор, пока случаи заражения не станут единичными. Нужно, прежде всего, выиграть время, пока не будет разработана либо вакцина, либо эффективное лекарство для лечения коронавируса. Ну, или пока он сам по себе не пойдет на спад по каким-либо естественным причинам.
То, что угроза серьезная и от заболевания никто не застрахован, говорит тот факт, что вирус подцепил даже наш премьер Мишустин. Уж нет сомнений, что его оберегал и дезинфицировал не один десяток медиков. Не помогло…
Но у людей просто нет сбережений просидеть еще месяц-два без работы. А реальной помощи государство не оказывает.
Возьмем, например, распиаренную программу нулевых кредитов. Мало того, что банкам такие кредиты просто не выгодны, хотя бы потому, что на кредитование под 0% приходится отвлекать средства, да еще и создавать резервы по этим кредитам. При этом кредиты выдаются в сумме 1 МРОТ умноженной на число сотрудников. Что такое 1 МРОТ? Это чуть больше, чем стоимость квартплаты. Естественно, что на эти деньги прожить невозможно, тем более прокормить семью.
Или отсрочка по уплате налогов. Вроде все красиво, но проблема заключается в том, что и налоги, и кредиты придется возвращать. То есть в будущем предприятиям нужно работать намного эффективнее, чтобы погасить долги. А с чего такая уверенность, что через два-четыре месяца у нас начнется потребительский бум, и все опять будут в шоколаде? И до этого многие еле-еле сводили концы с концами из-за неподъемных налогов, ростов поборов и беспредела налоговиков.
Список пострадавших отраслей просто как издевательством не назовешь. Вот, например, в данный перечень попали гостиницы и рестораны, а поставщики им продуктов - нет. Закрыли цветочные и промтоварные магазины, а чем они хуже кафешек?
Ситуация в экономике будет лишь ухудшаться. И основная причина того не в коронавирусе, а в низких ценах на нефть. По оценкам, нефтяные компании в этом году недополучат порядка 18 трлн рублей доходов – это чуть меньше доходной части федерального бюджета. Соответственно, нефтяники будет сокращать и расходы: урежут премии и другие вознаграждения (естественно, не топ-менеджерам и госчиновникам за «работу» в советах директоров), снизят финансирования своих подрядчиков, а также непрофильные расходы.
Так что экономический кризис нас ждет жесточайший, и запасы Фонда национального благосостояния, и резервы Банка России не позволят нам лишь окончательно опуститься на дно болота, в котором мы бултыхаемся со времен присоединения Крыма.
Поэтому власти будут стремиться как можно раньше снять режим самоизоляции, чтобы позволить хоть части мелких и средних предприятий выплыть, чтобы не было толп голодных безработных, которые могут начать выкапывать заныканные прадедовские обрезы, пулеметы «Максим» и шарахнуть вновь из пушки крейсера «Аврора».
Снятие самоизоляции позитивно отразится на состоянии экономики, но будет негативно для курса рубля, поскольку оживятся импортеры. Как бы ни было плохо, определенная часть людей все равно будет покупать автомобили и, тем более, бытовую технику. Соответственно, поставщики этой продукции и комплектующих к ним возобновят закупки на Западе и Востоке, и, тем самым, создадут спрос на иностранную валюту.
Но заплатить за небольшое улучшение экономики придется волной новых заболевших и тысячами умерших от коронавируса и его последствий.
Правильнее было бы продлить самоизоляцию и выплатить сидящим дома или их работодателям хотя бы половину от потерянных зарплат. Но денег на это нет. Напрашивается вариант занять на внешнем рынке. Судя по тому, что за последние три недели Минфин сумел разместить рублевых ОФЗ примерно на 300 млрд руб, валюту нашему государству охотно субсидируют, учитывая крайне низкий объем внешнего долга РФ и огромный объем финансовой ликвидности в мире.
Вот только выходить не внешний рынок заимствований страшно: не так давно мы проиграли судебный спор с экс-акционерами «Юкоса» и должны им выплатить $50 млрд. Поэтому любые занятые Россией средства могут быть тут же арестованы.
Какие шаги в этой ситуации предпримут наши власти, пока непонятно. Мы склоняемся к мысли, что экономическая составляющая и опасения за свои теплые места перевесят мораль.
Мы всегда рады обратной связи с читателями! Если Вам понравилась публикация - ставьте лайки и пишите комментарии. Будем очень благодарны за подписку на наш канал!