Сможет, но только в двух случаях: если России деваться уже будет некуда (как это сейчас, кажется, начинается) или если она сама добровольно откажется от западного импорта.
Если Запад сам сгинет
Если развалится источник импортных товаров, без которых российской экономике уже не выжить, то начнётся импортозамещение. В 1930-х годах, например, СССР умело воспользовался кризисом капитализма и построил впечатляющую экономику и, к тому же, за очень короткий срок.
Деваться на самом деле было некуда. Войны против слабых народов часто решали кризисы в самих сильных государствах, и в 1931 году Сталин прямым текстом сказал об этом своим товарищам, которые головой отвечали за планы первой пятилетки, но всё равно не успевали по срокам. Для того чтобы успеть, Сталин отводил им десять лет. Как в воду глядел. Вот ссылка на ту пророческую речь.
Или если Россия сама захочет
Ну, а если передовые экономики, производящие все современные чудеса техники не развалятся сами собой, а российскую экономику всё равно хочется сделать самодостаточной, то придётся в добровольном порядке отказаться от айфонов, мерседесов и разных других импортных товаров.
Конечно, возникнут проблемы со Всемирной торговой организацией (ВТО), по правилам которой странам нельзя только экспортировать и ничего не импортировать. Протекционизм же. Если бы все стали такими умными, то никто бы ничего больше не покупал у соседей. Тогда кому продавать?
Вот от такого тупика ВТО и пытается уберечь мировую экономику, а то ведь опять начнётся война за рынки ресурсов и сбыта. И войне совсем не обязательно быть такой, какой она была в 1940-е годы. Делёж планеты на сферы влияния в наши дни может осуществиться и другими способами, которые мы, может быть, уже даже и наблюдаем, но наивно принимаем их за нечто другое.
Можем повторить?
Ну, ладно, допустим, что нам всё равно, что скажет ВТО (если она ещё имеет какой-то вес) и вообще всё мировое сообщество, мол:
Мы сами себе хозяева. 140 миллионов человек. Огромные запасы ресурсов. Как-нибудь проживём в изоляции. Опыт развития за железным занавесом имеется. Как говорится, можем повторить. Сами поднимем своё хозяйство. Сами сделаем и айфоны, и мерседесы, но уже отечественного производства.
Звучит-то всё это здорово, но на деле это означает тотальный отказ от всего того западного комфорта, к которому уже так привыкли люди. Тут прошли целые десятилетия отказа от отечественного в пользу импортного.
Для того чтобы развернуть сейчас данный вектор развития экономики на 180 градусов, может потребоваться гораздо больше усилий, чем в эпоху индустриализации и последовавшей за ней войны.
Есть такие регионы в стране, где люди отапливают свои дома дровами, передвигаются на телегах и выращивают свою еду сами. Не ради экзотики, а ради выживания. Представлять будущую самодостаточность России надо именно такой, анти-гламурной, как в этом видеоролике:
140 миллионов россиян - много или мало?
Несколько лет назад, когда экономический успех Индии и Китая казался неминуем, на глаза попадались интересные статьи, в которых говорилось о том, каким большим должен быть рынок сбыта для рентабельности изобретений и их прототипов.
Например, пару столетий назад для рентабельности новейшей деревянной телеги могло хватить покупателей одного города. Рукодельный изобретатель потратил столько-то сил, времени и денег, но затем всё это оправдал благодаря даже скромному рынку сбыта.
Для рентабельности автомобиля веком позже потребовалась бы уже целая страна, например, Германия в 30 миллионов человек, а то не окупились бы все затраты, связанные с разработкой новейшего средства передвижения. Там не только одни изобретатели работали над чем-то уникальным, а целые отрасли создавали необходимые условия для прорывных технологий, что означало гигантские расходы.
Для рентабельности, казалось бы, маленького айфона ещё одним веком позже уже всех США не хватило с населением в более, чем 300 миллионов человек. Если у Вас сейчас в руках айфон, то и Вы внесли свою лепту в его окупаемость, потому что, на самом деле, потребовалось вовлечь ещё больше отраслей, чем при создании первого автомобиля, чтобы сказку (айфон) сделать былью.
И так до бесконечности: чем сложнее продукт, тем больше для него требуется рынка сбыта, чтобы он окупился. Скоро потребителей всей планеты не хватит для самых последних и амбициозных разработок.
Корейский пример само(не)достаточности
Что можно провернуть с 140 миллионами потребителей в России, отрезанными от мировой экономикой где санкциями, а где и самоизоляцией? Не знаю, но точно не тот уровень жизни, к которому многие сейчас привыкли. В лучшем случае отечественная экономика будет похожа на кубинскую, а в худшем - на корейскую (та, что на севере, конечно).
Поддержка со стороны населения в такой сложнейший период настоящего, а не популистского импортозамещения окажется решающей, когда подавляющее большинство людей намеренно и стойко будет жить гораздо хуже, но искренно стремиться к светлому (богатому) будущему, которое, может быть, ещё и не наступит.
Самодостаточность XVIII века с лошадью, коровой и десятью сотками привлекает всё больше людей по всему миру, но если вся экономика какой-то отдельной страны, России например, опустится до уровня XVIII или даже XX века, то её просто сотрут с лица земли более сильные государства, что и пытались предотвратить Пётр Великий и Иосиф Сталин.
Закон истории: у кого сила, тот и прав. И прав не в том метафизическом смысле, который был озвучен в фильме "Брат-2", а в смысле банального выживания одних за счёт других. Социальный дарвинизм, будь он неладен.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Жмите палец вверх, подписывайтесь на канал и заходите на мой канал в инстаграмме со всякими подробностями о нашей жизни в Америке. До новых встреч!
Страны, поднявшиеся экономически и вытянувшие миллионы людей из нищеты, получили доступ к долларовому рынка для своего экспорта, о чём подробнее читайте здесь.