14 апреля на сайте на сайте daily.afisha.ru со ссылкой на РБК появилась информация, что
«глава Счетной палаты и экс-министр финансов Алексей Кудрин заявил о возможности использовать для борьбы с кризисом 30 трлн рублей, которые лежат на счетах и вкладах физических лиц в российских банках».
Давайте разберемся, что Кудрин имел ввиду и насколько корректно были интерпретированы его слова.
Прецеденты изъятия вкладов физлиц в банках в случае наличия экономических проблем у государства уже были. В 2013 году в период экономического кризиса на Кипре министры финансов стран еврозоны обещали помощь взамен на введение «единовременного налога» на все вклады в банках. Была разработана схема, в соответствии с которой владельцы вкладов суммой более 100 тысяч евро в добровольно- принудительном порядке стали акционерами Bank of Cyprus в размере 47,5 % от превышения этой суммы. Хуже ситуация сложилась для тех, кто имел депозиты в Laiki Bank, так как он стал банкротом и был поглощен Bank of Cyprus, в результате чего их потери оказались больше. Острота момента заключалась в том, что значительная часть пострадавших вкладчиков были гражданами России.
В 2018 году председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков заявил, что депутаты обдумывают вопрос о передаче в бюджет невостребованных банковских вкладов, а также средств «спящих» акционеров, которые не проявляют интереса к судьбе своих акций. Для понимания масштаба заявления следует напомнить, что на тот момент приблизительный объем невостребованных вкладов по различным оценкам составлял от 200 миллиардов до 1,4 триллиона рублей.
Кудрин сказал, что общий объем вкладов граждан в российских банках составляет 30 триллионов рублей, и эти деньги могут быть даны банками в долг государству. 16.04 Кудрин в своем твиттере уточнил смысл своих слов:
«В интервью РБК сказал об обычной практике банков во всех странах вкладывать свободные средства, в том числе депозиты физлиц, в гособлигации. Кто-то расценил это как рекомендацию изъять деньги вкладчиков - это абсурд. Конечно, об этом речь не идет».
То есть по сути речь идет о том, чтобы банки частично отказались от кредитования своих «традиционных» заемщиков под средства вкладчиков и занялись кредитованием государства путем покупки на хранящиеся на вкладах деньги ОФЗ (облигаций федерального займа).
С одной стороны, все логично: в условиях кризиса и сокращения спроса на кредиты неиспользованные средства можно вложить в ОФЗ и банки получат достаточно выгодный и надежный способ сохранения средств, в то время как государство получит дополнительные средства без необходимости «печатать» деньги.
С другой, с точки зрения возможного дохода проигравшей стороной окажется вкладчик, так как банк не сможет предложить ему процент по вкладу больше, чем доходность ОФЗ (в настоящее время доходность ОФЗ, % годовых, в зависимости от срока погашения составляет от 5,5 до 7 %).
Но при этом надо отметить, что вкладчик со 100 % вероятностью не потеряет свои деньги, так как через посредника в виде банка даст в долг государству, а не организации, которая в кризисной ситуации может оказаться банкротом.
Также будем надеяться, что в условиях кризиса государство не «задумается» над выпуском (с обязательным последующим выкупом банками на средства вкладчиков) ОФЗ с существенно меньшей доходностью.
СТАВЬТЕ ЛАЙК, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ, ОСТАВЛЯЙТЕ СВОЁ МНЕНИЕ. Я ЕГО ПРОЧТУ И ДЛЯ МЕНЯ ОНО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВАЖНО
Также по этой теме рекомендую почитать:
1) Как повлияет новый налог на реальную доходность по вкладам?
2) Средства в каких банковских продуктах не застрахованы государством?
3) Как законно не платить новый налог на доходы по вкладам и облигациям: 3 отличных возможности