Здание по Тверской улице, 5, уже мелькало в «Московских историях» - в рассказе о Мосгорсправке. Большинству оно известно как Театр Ермоловой, предыдущим поколениям — как Постниковский пассаж, а когда-то, в начале XIX века, и вовсе как дворец Долгоруковых. Архитектор Матвей Казаков тогда почти вдвое увеличил здание бывших палат и оформил фасад в стиле классицизма.
В 1886 году владение отошло купцу 1-й гильдии Постникову. Жена его, Лидия Аркадьевна, тут же возмечтала перестроить здание под модный пассаж. По проекту архитектора Семена Эйбушица, надстроили третий этаж, окна первого переделали под витринные, а на территории бывшего парадного двора возвели новое здание со стеклянными перекрытиями галерей - по системе инженера Шухова. Кроме того, это было первое в Москве здание с электрическим освещением. Дата подписания контракта на работы, 31 июля 1887 года, считается днём рождения всей энергосистемы Московского региона. Кроме магазинов в здании размещались конторы, мастерские, меблированные комнаты «Брюссель», синематограф «Паризьен», казалось бы — доход со всех сторон. Но что-то пошло не так.
Вот мнение архитектора Ильи Бондаренко:
«Затея оказалась неудачной, пассаж не имел сквозных галерей, всё было запутано, темно, и публики было совсем мало, торговля шла тихая».
Возможно, влияло и то, что пассаж, в отличие от своих собратьев, не имел выходов на соседние улицы, что создавало некоторые неудобства, и его удалённость от главного торгового района — Кузнецкого моста и окрестностей.
В следующий раз облик здания изменился в 1913 году: балконы фасада стали подпирать атланты, посередине появилась арка, над ней - купол.
После революции в доме разместился Высший совет народного хозяйства РСФСР, магазины передали в ведомство Муниципального управления народным имуществом (МУНИ), гостиницу - управлению гостиницами, верхние этажи здания отдали под квартиры.
В 1929 году первый этаж переоборудовали под театральные нужды («Театр обозрений»), затем сюда переехал Театр Мейерхольда (ГосТИМ), закрытый в 1938 году. И наконец в 1946-м — поселился Театр Ермоловой, который здравствует и сейчас.
Здание во время неоднократных зачисток улицы Горького уцелело чудом. Собирались снести и построить на его месте вторую очередь высотного «Интуриста», но в 2002 году гостиницу «Интурист» снесли, а здание Постниковского пассажа выжило.
Все это общеизвестные сведения. Так сказать — снаружи. Благодаря читателям канала «Московские истории» удается узнать и про внутреннюю жизнь таких исторических зданий. Вот Нина Богатырева рассказывала, как работала в 1960 — 1970-х годах в расположенной на Горького, 5, Мосгорсправке ("10 лет моим рабочим инструментом были огромные канцелярские ножницы"), вспоминают про находившееся там же в 1970-х кафе «Марс».
А читательница канала Наталья Аверина в этом доме жила, на том самом надстроенном в 1886 году третьем этаже.
В 1960-х годах мы жили в квартире № 5, коммунальной, конечно. У нас было две комнатки. Бабушкина, совсем крохотная, 8 квадратных метров, и наша, на четверых, чуть побольше. Окно кухни и вторая дверь из нее (вроде черного хода) выходили на крышу нашего дома, где Театр Ермоловой. Мамы и бабушки там сушили белье, а мы там гуляли и катались на тогда еще трехколесных велосипедах.
Такие разные аспекты жизни одного дома. Возможно, кто-то из читателей дополнит его историю своей?
Делитесь своими историями! Почта emka3@yandex.ru