Найти тему
Finrobot

ЦБ назвал следствия обвала курса рубля, но умолчал о причинах

Банк России в своем «Обзоре рисков финансовых рынков» за март сего года попытался объяснить, чем же был вызван обвал рубля в марте, когда российская валюта потеряла четверть своей стоимости.

ЦБ констатирует, что в течение прошедшего месяца нерезиденты и дочерние зарубежные банки купили на внутреннем рынке валюты на 389,4 млрд руб, что больше даже месячных показателей кризисных 2014-2015 гг.

В качестве причин бегства из рублевых активов регулятор называет «глобальный процесс реакции рынков на распространение пандемии коронавирусной инфекции и отсутствие уверенности в заключении нового соглашения по ограничению добычи на рынке нефти». Но, на наш взгляд, эти факторы не были самыми значимыми. Наибольший урон рублю нанесли две крупные ошибки наших властей.

Первая из них – это отказ от прозвучавшего в начале марта предложения Саудовской Аравии снизить квоты на добычу нефти на 1,6 млн баррелей в сутки, из которых на Россию пришлось бы 500 тыс. Именно этот демарш России привел к обвалу нефтяных цен и демпингу со стороны ближневосточных стран. В результате, все нефтяные хранилища оказались практически заполненными, а крупнейшие потребители нефти сумели закупиться по дешевке контрактами на поставку сырья на ближайшие месяцы.

Вторая ошибка – это огромный объем размещенных Минфином ОФЗ в прошлом году, когда бюджет у нас был профицитным и в таких заимствованиях просто не нуждался.

Наши власти давно проводят свою утопичную идею реализовать так называемые «национальные проекты», завершение которых позволит нам жить лучше. Но никакого внятного обоснования их эффективности нет.

Западные аналитические институты сделали такую оценку, и она неутешительна. По их прогнозам, ежегодный вклад нацпроектов в ВВП России составит от 0,5 до 0,7 процентных пункта, при том, что на сами проекты запланированы вложения в объеме примерно 1,5 ВВП. Из этого следует, что экономическая эффективность нацпроектов очень низкая, практически нулевая.

В результате огромных внутренних заимствований доля нерезидентов на рынке ОФЗ в первые месяцы этого года достигла 34,1%. Причем по многим высоколиквидным бумагам она превышала 60-70 процентов.

Было очевидно, что при первом же кризисе часть нерезидентов начнет распродажу долговых обязательств Минфина, что мы и увидели в марте, когда их доля сократилась до 30,9%.

Впрочем, ситуация на рынке ОФЗ выправляется – цены отыграли почти три четверти от пика падения. Вот и вчера, благодаря мерам банка России по поддержке курса рубля, Минфину удалось разместить своих обязательств почти на 100 млрд руб. Правда, Минфину пришлось продавать новые бумаги существенно, на 10-12 базисных пункта, дешевле рыночной стоимости.

Однако облигационные трейдеры говорят, что основной объем покупки ОФЗ приходится на российских инвесторов, прежде всего банки. Это может быть связано с тем, что банки понимают, что в этом году объем спроса на кредиты сократится как со стороны населения, так и реального сектора экономики. Поэтому запланированные на кредитование средства направляются в покупки госбумаг.

Однако это совершенно не значит, что нерезиденты и далее не станут выходить из ОФЗ. Следующий кризис ликвидности на Западе или просто вторая волна падения (судя по последней динамики американских фондовых индексов вероятность этого нарастает) приведет к очередной распродаже рублевых бондов, и Банку России будет очень трудно удержать доллар дешевле 75 рублей.

Мы всегда рады обратной связи с читателями! Если Вам понравилась публикация - ставьте лайки и пишите комментарии. Будем очень благодарны за подписку на наш канал!