Найти тему
Дарья Нестерова

Причины и коррекция СДВГ

Сегодня говорим об обещанной в предыдущей статье «вишенке на торте»

Чтобы лучше разобраться в ситуации, прочитайте две предыдущие статьи: "СДВГ у детей. Что это такое?" и "Симптомы СДВГ".

Часто родители, уставшие и не понимающие, что делать со своим неуправляемым чадом, обращаются к психологу. Они заводят ребенка в кабинет в ожидании, что сейчас его «починят», и жизнь в семье наладится.

Но, не тут-то было… Психолог говорит, что «починить» надо маму или папу, или маму с папой вместе. К такому повороту событий как раз родители не готовы. Они не могут, не хотят, боятся признаться, что причина кроется в них самих, в их отношениях друг с другом, с ребенком и с тем, что они транслируют ребенку каждый день в действиях и словах.

Это же нужно себя менять, менять свои привычные сценарии поведения, призму взглядов на взаимоотношения в семье, с ребенком в частности. На это требуются усилия, энергия, время. Это пугает, этого не хочется.

Знакома ли вам такая ситуация?

Все идет из семьи, от родителей. С причинами развития СДВГ у детей то же самое.

Синдром дифицита внимания и гиперактивность усугубляется действиями родителей и значимых взрослых ребенка. Да, дети с СДВГ при непонимании (почему он такой и что делать) для собственных родителей становится неудобным, за него стыдно на улице, в школе, общество давит на родителей своим мнением, а родители давят на ребенка.

«…Сядь, не вертись, сосредоточься, внимательно без ошибок спиши предложения, уже третий раз переписываешь, сил моих нет, опять за домашку пару принесешь…»

«… за плохое поведение в школе ты наказан, неделя без компьютера, нет лучше месяц!… »

«…опять двойка, да сколько можно, все ж понятно было вчера, бестолочь, ну что с тобой делать… » и много других обидных до боли слов слышат дети от своих самых родных людей.

А с применением физического насилия разной степени тяжести (от подергивания, подзатыльника до ремня) развивается СДВГ с агрессией. Такой ребенок постоянно дерется, обзывается, плюется, может швырнуть учебник, тетрадь, сломать линейку, ручки, карандаши.

Если ребенку не разрешается выплескивать свои эмоции, у него сгрызанные карандаши, ногти до мяса, искусанные губы, может щипать себя за лицо, он как бы на себе вымещает злость, тревожность…

Требовать от ребенка с СДВ (Синдром Дефицита Внимания) и СДВГ (СДВ и Гиперактивности) быть внимательным, сосредоточиться на выполнении задания, не вертеться, не ерзать на стуле все равно, что просить человека без ноги пройтись без костылей и посторонней помощи, то есть сделать невозможное для него действие.

Детям с СДВГ необходима педагогически-поведенческая коррекция, т.е. правильное воспитание, правильное поведение в отношении ребенка значимых для него взрослых (мамы, папы, бабушки, дедушки, воспитателя в детском саду, учителя в школе и т.д.).

Ребенку с СДВГ нужно помогать облегчать его состояние.

Родители и педагог в школе должны быть в сотрудничестве в вопросах помощи ребенку с СДВГ. Он должен быть под пристальным взором учителя и сидеть за первой партой ближе к учителю, чтобы была возможность вовремя направлять внимание и действия ребенка в нужное русло. Никак нельзя такого ребенка отсаживать в дальний угол класса, это только ухудшает ситуацию, с которой ребенок самостоятельно справиться не может.

Основная ответственность и успех в вопросах коррекции детей с СДВГ зависит от родителей. В их силах изменить ситуацию и воспитать нормального, успешного члена общества со стойкой психикой и адекватным восприятием мира и своего места в нем.

Итак, при коррекционной работе с детьми страдающими СДВГ применяются все те же нормы воспитания, что применяемы для всех детей на планете Земля, за исключением, возможно, каких-то национальных особенностей. Но для детей с СДВГ особенно важно им следовать:

1. Любить ребенка. Ребенку жизненно необходимо быть любимым своими родителями. Чистая постель, одежда и сытый желудок – это не все что нужно ребенку как проявление родительской любви. Его нужно целовать, обнимать и говорить слова любви (я тебя люблю, мой любименький(-ая), мое счастье, мое сердце, мой изумрудик, мой алмазик, бриллиантик и т.д.). Делать и говорить это все просто так. Безусловная любовь. Вы показываете и говорите ребенку, что вы любите его не за хорошие оценки, поведение или помощь по дому, а просто, потому что он есть у вас! А вот за хорошие оценки, помощь по дому, поведение и любое положительное действие - хвалить. Еще раз, любить и всячески это говорить и показывать (объятия, поцелуйчики) ребенку просто так, бесконечное количество раз за день, даже если он что-то натворил, вы любите его самого за то, что он у вас есть. А хвалить за заслуженные действия. При этом хвалить за любую успешную операцию, за любую мелочь. Заслужить похвалу это не значит, что заслужить ее можно, только выиграв золотую медаль на олимпийских играх. Любое действие по дому, по учебе, по деятельности, которую ребенок любит, в любом деле в течение дня находить за что похвалить. Так вы повышаете самооценку, значимость, ценность личности ребенка, а самое главное это доверие ребенка к вам.

Не акцентировать внимание на отрицательных моментах. Так как, зачастую, это следствие проблем, которые вы и пытаетесь корректировать. Это важно помнить!

2. Режим. Его никто не отменял. У ребенка должны быть созданы условия для нормальной жизнедеятельности. Он сам, особенно с СДВГ, не умеет, не в состоянии организовать свой день и деятельность. У него должен быть режим каждый день и во всем. Особенно ребенку с СДВГ важно знать, что будет сейчас, а что будет через час. Просыпаться и ложиться в одно и тоже время, в будни и выходные. Опять-таки, это все необходимо делать с любовью, нежностью и заботой о нем, обговаривать с ребенком, решать вместе с ним, а не за него. Также, важно, что режим существует не только для ребенка в семье, но и для всей семьи.

3. Разумно выбранный спорт. Для детей с СДВГ не все виды спорта подходят. Больше побегает - и станет спокойнее – такое правило здесь не работает. Особенно, если спорт связан с играми с агрессией (бокс, борьба…). Таким детям больше подходят легкие, менее агрессивные виды спорта: плавание, танцы, коллективные игры, прогулки на свежем воздухе, просто физкультура.

4. Планирование деятельности. Нужно учить ребенка любую сложную деятельность делить на маленькие операции, и затем поэтапно их выполнять. Так ему легче будет вообще подступиться к любой задаче, она не будет казаться ему невыполнимой и трудной. Например: задача - убраться в комнате (навести порядок): 1. Поднять игрушки с пола, сложить в корзину; 2. Сложить карандаши и т.д. в коробочку; 3. Сложить учебники и тетради на место; Протереть пыль с письменного стола и т.д. Точно так же, взрослый, обращаясь к ребенку с просьбой, что-то сделать, должен давать ребенку с СДВГ короткие, легко выполнимые, последовательные задания. Можно написать на листике последовательность действий и оставить ребенку на видном месте, и поочередно выполненные этапы вычеркивать. Понимая, что у ребенка с СДВГ внимание рассеянное, может отвлечься, забыть, что делал и что делать дальше, такой план действий и ваш чуткий ненавязчивый, но направляющий контроль приведет ребенка к успешному достижению цели.

5. Отдых. Ребенку с СДВГ особенно необходима смена деятельности. При выполнении уроков, чтобы этот процесс не казался бесконечным для ребенка, надо договариваться о тайминге: например, 20 минут выполняешь задания, 5 минут перерыв (попить, сходить в туалет, попрыгать…). В школе хорошо, если в какой-то момент к ребенку с СДВГ учитель обратиться с просьбой намочить салфетку и протереть доску, например. В это время ребенок передохнет, и факт, что к нему обратился с просьбой, поручением учитель, подкрепляет его самоценность.

6. Правило Кулика, который хвалит свое болото. Замечать способности ребенка и всячески обращать его внимание на это, хвалить за его способности, умения. И мы не говорим, о выдающихся способностях и критериях оценки. Это ребенок, и то что он более ли менее старательно выполняет, или делает хоть чуть-чуть лучше, чем неделю назад, за это хвалить. Пусть пока делает по 3 ошибки в слове при списывании (СДВГ), но рисует красиво ромашки, или метко стреляет в тире. Озвучивать ребенку его способности и хвалить за это, выставлять на показ самому ребенку его успехи.

У детей с СДВГ, особенно с Гиперактивностью, высокая скорость мышления. Они могут делать несколько дел одновременно, быстро находить решения задач, не понимая как это у них получилось. Такие способности им очень пригодятся в жизни, если сейчас их собрать в кучу, направить их в нужное русло, научить организовывать себя, свою деятельность. Дети с СДВГ прирожденные лидеры, у них высокая потребность в лидерстве. Им нужно помогать, направлять их, тогда, из ребенка с такими качествами, способностями получится хороший помощник и лидер группы, команды.

И да, не стоит ожидать, что все пойдет по маслу и четко как вы задумали в коррекционной работе с ребенком с СДВГ. Как мы говорили, если у ребенка проявляются все критерии синдрома, и дефицит внимания, и гиперактивность, то вначале концентрируемся на тренировке концентрации внимания. Т.е. при выполнении задания, если ребенок ерзает на стуле, хватает поочередно предметы на столе, при этом пишет, решает задачу, не одергивайте его. Потому что, его внимание и энергия направится на контроль двигательной деятельности. Ему не хватит энергии, чтоб все контролировать и быть полностью сконцентрированным. Поэтому все поэтапно, поочередно.

Не забывайте о важности смены деятельности (не часто), не допускайте переутомления ребенка, соблюдайте режим сна и создавайте спокойную обстановку.

Успехов вам и вашим любимым крохам!