Найти тему
Платформа «Росинфра»

УК "Платная дорога" назвала меры, которые помогут снизить негативное влияние пандемии на рынок ГЧП

Источник: РИА Новости
Источник: РИА Новости

Генеральный директор Управляющей компании "Платная дорога", которая реализует дорожные проекты в регионах, Вадим Коваленко обозначил риски, с которыми могут столкнуться участники рынка ГЧП, и предложил меры по их сокращению.

В том, что 2020 год станет началом новой эпохи в экономике не только России, но и мира, нет сомнений уже сейчас. В какой экономической реальности мы окажемся после окончания пандемии COVID-19, зависит во многом от того, какие меры будут приняты в ближайшие недели.

Уже ясно, что рынок ждут непростые времена. Можно определить несколько возможных негативных трендов:

  • Несмотря на то, что модернизация инфраструктуры, потребность в которой очевидна и в благополучные времена, останется первоочередной задачей, государственные расходы будут секвестированы и существенным образом перестроены для поддержки населения и наиболее пострадавших отраслей. По опыту прошлых кризисов можно с высокой долей вероятности предположить, что будут урезаны бюджеты развития, что негативно скажется на экономике в перспективе 5-7 лет.
  • В условиях карантина и дальнейшей неопределенности усложняется и даже приостанавливается работа над новыми проектами как со стороны частных инвесторов, так и со стороны государства, что также может привести к существенному замедлению развития рынка ГЧП.
  • Для уже запущенных проектов значительно выросли риски их «заморозки» на неопределенное время или прекращения (при самом негативном сценарии). Для тех же, кто сможет продолжить реализацию, – это риски увеличения сроков и повышения стоимости за счет роста инфляции и переоценки валютной составляющей. Для проектов, близких к стадии реализации, дополнительным фактором может стать ужесточение условий получения заемного финансирования, что, в итоге, может привести к их прекращению.
  • Сложности, которые испытают в связи с последствиями пандемии некоторые концессионные проекты, в первую очередь, недостаточно тщательно структурированные, могут негативно повлиять на само доверие инструменту ГЧП в целом и стать отрицательным примером для всего рынка инвестиций в инфраструктуру.

Среди мер, направленных на снижение вышеуказанных рисков, можно назвать следующие:

  • Уменьшение бюрократической нагрузки на концессионеров и упрощение процедур получения согласований и документов.
  • Упрощение антимонопольного регулирования при изменении действующих соглашений, которое сейчас для участников рынка затруднено и требует согласования ФАС России, которое далеко не всегда возможно получить по формальным основаниям.
  • Продолжение начатой до пандемии работы по изменению законодательства, влияющего на реализацию проектов. Примером может служить нормативная подготовка к внедрению «Free Flow», которая была начата в 2019 году, и которую давно ждут участники рынка транспортных ГЧП-проектов.
  • В действующих ГЧП-проектах пришло время провести тщательную инвентаризацию параметров, относящихся к распределению всех рисков, определить вероятные негативные последствия для каждой стороны в случае их наступления. Уже сейчас, а не «завтра», оказать поддержку частной стороне как наиболее уязвимой, поскольку эта сфера долгосрочных инвестиций крайне чувствительна к общей экономической ситуации и гарантиям со стороны государства.

В качестве итога хотелось бы напомнить, что не случайно сотрудничество власти и инвесторов называется партнерством. И именно в партнерских отношениях более сильная при сложившихся обстоятельствах сторона помогает партнеру, столкнувшемуся с трудностями. Это - один из краеугольных камней здоровых партнерских отношений, для которых не страшны никакие эпидемии.

Также по теме:

ГК "Автобан" предложила ряд мер для поддержки строительной отрасли