Найти тему
Роман Юнеман

Малый бизнес: России он не нужен?

Многие наблюдают за смертью малого и среднего бизнеса не просто со спокойствием, а даже с некоторым злорадством. В их представлении малый бизнес — это одни только палатки с шаурмой и барбершопы для хипстеров.

«Да зачем они вообще нужны», «барыги», «надо было делать запасы», «сами виноваты», «а в советское время вообще никакого малого бизнеса не было, и хорошо жили».

Похожей позиции придерживается наше государство — ну умрёт несколько тысяч или десятков тысяч небольших компаний, не критично. Проживём без цветочников, парикмахеров и булочных — от них проблем больше. Главное, спасать «системообразующие предприятия», крупный капитал. Особенно букмекерские конторы.

Букмекерские конторы попали в список системообразующих предприятий для получения господдержки. Из перечня их исключили после изменения критериев отбора
Букмекерские конторы попали в список системообразующих предприятий для получения господдержки. Из перечня их исключили после изменения критериев отбора

Такой подход губителен не только для экономики страны, но и в целом для общества. Большая проблема, что в ситуации кризиса государство просто наблюдает за тем, как люди лишаются доходов и рабочих мест. Нынешние меры по экономической поддержке — ничтожны.

Так что же такое малый бизнес?

Многим на ум сразу приходят ларьки, лавочки, разного рода парикмахерские. В общем, что-то незначительное.

Так ли это? И вообще как определить малый бизнес?

В разных странах он определяется по разному. Например, в США малый бизнес — это тот, в котором годовой оборот не больше 10 миллионов долларов. В таких предприятиях, кстати, занят каждый третий работающий американец.

В Японии бизнес классифицируют исходя из отрасли, в которой он функционирует. По некоторым данным, практически 99 процентов предприятий в Японии считаются малыми.

Соседняя Украина малый бизнес ограничивает в двух вещах. Его годовой доход не должен превышать 10 миллионов евро, а в предприятии не должно быть занято больше 49 человек.

В России схожие требования. Малый бизнес — это фирма с выручкой до 800 миллионов рублей в год, в которой работает не более 100 сотрудников. Микропредприятия ограничиваются суровее. У них границы по выручке 120 миллионов рублей, а работников допускается не больше 15.

В России малый бизнес — это фирма с выручкой до 800 миллионов рублей в год, в которой работает не более 100 сотрудников.
В России малый бизнес — это фирма с выручкой до 800 миллионов рублей в год, в которой работает не более 100 сотрудников.

То есть малый бизнес — это не только и не столько шаурма на углу вашего дома. Это целый пласт экономики. От IT-стартапов до выделки шкур. Но главное — это люди. И для многих из них своё предприятие не только заработок, но и дело всей жизни.

Почему для будущего России важен малый бизнес?

Во-первых, предприниматели — это оплот демократии.

Как отмечают учёные, когда средний класс, связанный с частным бизнесом, богатеет, у него появляются новые потребности. Такие люди хотят справедливых судов и честных выборов. Предприниматели выступают двигателем реформ в авторитарных режимах, а уже в демократических государствах защищают завоеванные свободы от чиновников.

Упрощая, больше предпринимателей — больше среднего класса. Когда средний класс становится самым многочисленным в стране, в ней меняется социальная стратификация. Иерархическая пирамидальная структура становится ромбовидной. Государству у такого общества сложнее отобрать права.

Во-вторых, малый бизнес создаёт рабочие места и блага для людей. Причём происходит это с минимальным участием государства. Предприниматели сами придумывают модель бизнеса, сами в неё вкладывают, сами реализуют её и сами же рискуют. Государство получает товары и услуги, а ещё и налоги. Люди — работу. Идеальная комбинация.

Малый бизнес положительно влияет не только на экономику, но и на социальную структуру  общества. Предприниматели — основа среднего класса
Малый бизнес положительно влияет не только на экономику, но и на социальную структуру общества. Предприниматели — основа среднего класса

Помимо этого малый бизнес рождает инновации. В высоконкуретной среде нужно выживать. Для этого надо адаптироваться и вырабатывать эффективные решения. Чем больше участников рынка — тем больше новых решений. И это как никогда актуально сейчас. Сфера IT и высоких технологий разрастается. Специализированные стартапы давят друг друга и выживут в итоге лучшие. Они станут гигантами и свои идеи воплотят в жизнь. А выиграют все. И сама индустрия, и общество в целом.

Не менее важный эффект от малого бизнеса — это влияние на местное сообщество, взаимодействие с ним. Если мы говорим о сфере услуг — это во многом история про локальность. Хорошая маленькая кофейня будет стараться биться за местных клиентов, выстраивать с ними диалог. Как в прямом смысле, так и через свой бизнес. Кто-то может вложится в городскую среду, облагородив общую территорию садом или дорожкой, другой отремонтирует фасад здания. Инвестиции бизнеса в общественные пространства начнутся как погоня за лояльностью, но в результате приведут к тому, что качество жизни всех вокруг вырастет.

Но почему складывается ощущение, что описанная выше картина — идиллическая, что она имеет мало общего с нынешней реальностью в России?

Основная проблема в условиях. Государство как системообразующий элемент, состоящий из чиновников, законодателей и силовиков, не создает комфортные условия для бизнеса. Наоборот, они год от года становятся лишь хуже.

2020 год должен был стать годом предпринимательства в России
2020 год должен был стать годом предпринимательства в России

Растут налоги и вводятся новые. Например, косвенные сборы через обязательную маркировку товаров. Сама система налогообложения периодически меняется, что не даёт предпринимателям уверенности в том, сколько и когда с них потребуют завтра. Штрафы за процедурные мероприятия. Постоянные проверки. Отнимающий кучу времени документооборот и война с бюрократией.

Чтобы спасти и дать возможность малому бизнесу расти, нужно создать условия для него:

  • ослабить госрегулирование, а там где оно жизненно необходимо, повысить его эффективность,
  • свести к минимуму количество чиновников и проверяющих в жизни предпринимателей,
  • сократить число проверок, отчётность сделать удобной и оставить там, где без неё нельзя,
  • ввести единое окно для бизнеса по всем вопросам с минимальным документооборотом,
  • перестать кошмарить бизнесменов постоянной сменой налогового режима,
  • для перспективных сфер обеспечить адекватные налоговые каникулы,
  • избавиться от разнообразных сумасшедших явлений по типу обязательной маркировки товаров,
  • снизить налоговую нагрузку.
Для того, чтобы малый бизнес развивался, необходимо создать условия для него
Для того, чтобы малый бизнес развивался, необходимо создать условия для него

Всё это реально. И без этого в итоге никуда. Нашей России нужны предприимчивые и смелые.

Малый бизнес — основа сильного гражданского общества и здоровой экономической конкуренции. И сейчас этот малый бизнес нужно спасать. Общественные заблуждения могут стоить нам дорого.