А вы знали, что профессия Банкира одна из самых древних профессий? Конечно же она называлась тогда по-другому – Ростовщик, но сути это не меняло – предоставление денежных средств под проценты, или проведение платежей, или обмен – вот основные функции банкиров ещё в 8-ом веке до нашей эры. Банкинг был, есть и будет, покуда есть денежные средства и не важно в каком они виде, натуральном, бумажном или в виде криптовалюты. Всегда нужен финансовый институт, способный обеспечивать взаимодействие всех участников рыночных отношений.
Сегодня под «Банкиром» мы понимаем не отдельного человека, а целое учреждение! И не зря этот небольшой экскурс в историю банкинга в начале статьи – это своего рода объяснение того, кто «главный» в финансовых отношениях в сегодняшних реалиях. И не питайте иллюзий к поговорке - «клиент всегда прав». Банк – это коммерческая организация, и главной целью такой организации, как прочем и вашего бизнеса – является получении прибыли. Поэтому в конечном итоге Банк должен получить выгоду – прибыль – от взаимоотношений с вашим бизнесом. Это нужно трезво осознавать при выборе Банка-партнера. Невозможно играть в футбол только в одни ворота!
С чего же начнём? Уверен, что, если у вас уже бизнес развит и отношения с Банком или Банками сложились, то вы уже устали от постоянных коммерческих предложений других Банков, заманивающих своими «привлекательными» условиями в ряды своих клиентов. Но вот если вы только встаёте на путь успешного бизнесмена, то выбор обслуживающего банка сложный и непонятный. Будем разбираться и помогать. Всего 4-ре пункта помогут вам определиться с выбором быстрее, проще и выгоднее.
Во-первых, нужно определиться – федеральный Банк или местный будут вашим партнёром. Плюсы федеральных Банков:
- пакетные тарифные планы – это возможность подобрать оптимальный вариант, например пакет с большим количеством исходящих предоплаченных платежей, или пакет с высоким лимитом на снятие наличных с расчетного счета;
- стандартизация обслуживания – это установленные и актуальные внутрибанковские регламенты по каждой предлагаемой услуге, например срок рассмотрения заявки на открытие счета до 1-го рабочего дня;
- тренд на мобильность и удаленное обслуживание – это приоритет развития IT-технологий по обслуживанию клиентов, например, возможность проводить платежи в режиме 365/24/7 из любой точки планеты;
- современные системы безопасности – это комплекс мер по обеспечению безопасности электронных и бумажных данных клиентов в Банке, например, защита Банковских серверов с программным обеспечением от DDoS-атак;
- лимит кредитования на одного заёмщика – это норматив Банка, зависящий от нескольких составляющих, позволяющих выдавать крупные суммы кредита одному заёмщику или группе взаимосвязанных заёмщиков, например, чем крупнее Банк, тем большую сумму он может выдать одному клиенту;
- аутсорсинг бизнес услуг – это возможность получить квалифицированную поддержку вашему бизнесу, например, многие федеральные Банки готовы вести бухгалтерию индивидуальных предпринимателей.
А вот плюсов местных Банком меньше, но они могут быть куда весомее:
- скорость принятия решения – это особенность местных банков, так как структура таких банков не раздута, например, кредитные комитеты в таких Банках собираются по требованию и принимают решение о выдаче кредита очень быстро;
- локация бизнеса – это понимание местной специфики ведения бизнеса, например, руководство Банка уважает и чтит местные традиции, транслируя это на все процессы банка;
- доступность руководства – это возможность прямого общения с персоналом Банка, принимающим конечные решения, например, в местном Банке можно завести знакомства с непосредственным руководством кредитной организации.
Перечень может быть и больше, но в конечном счете основополагающими будут указанные выше.
Во-вторых, начинаем рассматривать тарифы Банков, так как это ваша статья расходов. Возвращаясь к началу статьи, напоминаю, что Банк тоже стремится заработать больше денег с каждым днём. Увидев очень выгодные условия по расчетно-кассовому обслуживанию (далее - РКО), где вам обещают почти всё бесплатно, немедленно изучите полные тарифы Банка, а они, как правило, «зарыты» глубоко на сайте Банка. Скорее всего, найдутся пункты или условия, на которых и зарабатывает Банк. Например, обещая низкую процентную ставку по кредитованию бизнеса, Банк устанавливает ковенанты – обязательное открытие расчетного счета, заключение договора на перечисление заработной платы и так далее, что в итоге нивелирует «низкую» процентную ставку по кредиту. Или, наоборот, привлекая вас на обслуживание с низкими тарифами за РКО, Банк устанавливает высокие ставки на кредитование.
Здесь главное найти баланс, но заплатить придётся – отношения с Банком должны быть взаимовыгодными!
В-третьих, рейтинги Банка, или финансовые показатели! Читая описание Банка на его сайте, многие гордятся своим рейтингом, особенно крупные федеральные Банки, или своими финансовыми показателями – акцентируя внимание на Активах Банка. Но надо понимать, что рейтингов очень много, и для одних Банков определённые рейтинги – это всего лишь рекламный ход. А вот финансовые рейтинги или финансовые показатели куда более информативны. Если вы по образованию экономист, или знакомы с бухгалтерий, то вам не трудно будет быстро проанализировать финансовые показатели, например, показатель прибыли банка, показатель просроченной задолженности, показатель эффективности капитала Банка.
Но даже если вам сложно разбираться в экономике (хотя стоп – ка же вы будете успешным бизнесменом не понимая экономики, нет, я уверен, что читатель мой статьи – экономически грамотный), смотрите на прибыль и динамику прибыли – будет понятно, к чему стремится Банк. Данные по финансовым показателям и рейтинги вы можете найти на сайте www.banki.ru
В-четвертых, сарафанное радио или личные знакомства! Вступайте в профессиональные форумы и бесплатные коммуникативные образования бизнес-сообществ. Там люди делятся мнениями, реальными мнениями о Банках. Часто такие форумы организуют сами Банки, где можно завести непринуждённые знакомства с руководством Банков, не предоставляя им всех своих данных по бизнесу.
Итак, мы определились со структурой выбора Банка-партнера.
Четыре пункта помогли вам выделить главное.
Увеличивая и масштабируя свой бизнес, помните – не стоит класть все яйца в одну корзину, эффект диверсификации работает и с Банками-партнерами.