Когда не уверены, что готовы осилить всю книгу, или нужно понять, стоит ли ее вообще читать и зачем, на помощь приходит краткое содержание. Книга Уильяма Индика "Психология для сценаристов. Построение конфликта в сюжете" входит в топ 5 литературы для сценаристов вместе с книгой "История на миллион долларов Макки",
и в ней автор анализирует как знание психологии может помочь при построении конфликта.
Очевидно, что когда вы работаете над сценарием, над историей, важно понимать, как работает мозг человека. Потому что, понимая как устроены человеческие эмоции, паттерны поведения, вы сможете понять как выстроить свою работу так, чтобы зритель по-настоящему проникся ею и получил больше эмоций. Эта статья - лишь краткий обзор нескольких глав книги, который даст представление об основах психологии относительно работы сценариста и писателя и потенциале всей книги.
Кинематограф - такая форма подачи информации, которая проникает глубоко в бессознательное и способно влиять на человека и его представление о мире. Ибо кино - один из способов манипулировать человеческими эмоциями, обращаясь к первобытным страхам, детским кошмарам, подавленным желаниям, проблемам.
Именно поэтому, задача сценариста, как и задача психоаналитика, понять человеческий характер, его мысли и душу, то, как развивается личность, какие архетипы существуют в природе.
Коротко по Фрейду:
Итак, суть теории Фрейда заключается в том, что основная часть тех действий, эмоций и переживаний которые с нами случаются, происходит неосознанно и задача психоанализа, с точки зрения Фрейда, понять скрытые мотивы наших действий и сделать их доступными сознанию.
Начнем с эдипова комплекса. В его основе лежит невротический конфликт, который происходит, когда ребенок подрастает и осознает, что сексуальное влечение к матери социально неприемлимо и испытывает внутренние терзания из-за этого.
В кино, как и в других видах искусства, внутренний мир героя очень часто отражают внешние обстоятельства. В данном случае, конфликт получает развитие в тех препятствиях, которые приходится преодолевать герою и которые стоят между персонажем и предметом его любви.
Если говорить о примерах фильмов, в основе которых лежит эдипов комплекс, вспомните “Выпускник” с Дастином Хоффманом. Главный герой заводит роман со взрослой женщиной, а после влюбляется в ее дочь и пытается сбежать с ней. При этом, на протяжении всего фильма присутствует соперничество, как между главным героем и мужем миссис Робинсон, так и между миссис Робинсон и Элейн.
Эдипов комплекс не обязательно демонстрируется конфликтом любовной линии, он скорее отражается в ситуации противопоставления в целом. Это могут быть соревнование, противостояние на работе и так далее. В фильме «Джерри Магуайр» (Jerry Maguire) Джерри (Том Круз) теряет работу в агентстве из-за козней Боба (Джей Мор).
Очень часто тема эдипова комплекса находит отражение в сюжетах с изменой, потому что они всегда добавляют остроты действию, потому что обнажает базовые эмоции людей.
Интересно то, как можно решить такой конфликт, потому что с одной стороны зрители часто симпатизируют герою, который поддался искушению и вкусил запретный плод. А с другой, большинство людей признаю святость брака. Именно поэтому, чтобы зритель действительно симпатизировал главному герою в противники ему ставить недостойного любви. Так, в «Титанике» (Titanic, 1997) симпатии зрителя на стороне Джека (Леонардо Ди Каприо), когда он добивается любви Роуз (Кейт Уинслет), потому что ее жених (Билли Зейн) — подлый и бесчувственный сноб. »
Измена является продолжением темы «запретного плода», когда влечение к замужней женщине или женатому мужчине является отражением запретного сексуального влечения ребенка к матери.
Эдипово соперничество между сыном и отцом за любовь и внимание матери в кино воспроизводится как борьба героя и соперника за возлюбленную.
Еще один прием из психологии, который поможет вам создать такой сюжет, который увлечет зрителя - сделать героя беспомощным перед лицом опасности. Очень часто в фильмах ужасов часто действие построено именно на беспомощности людей перед лицом опасности. Почти в каждом хорроре есть сцена нападения на жертву в момент, когда она максимально беспомощна ( спит, принимает душ и тд). И это всегда работает, зритель испытывает очень сильные эмоции и симпатизирует герою при этом.
Как считает Фрейд и ряд других психологов многие проблемы идут из нашего детства и конфликтов, которые мы в нем пережили. В кино, чтобы отразить это герои часто используют сюжеты с обменом телами между родителями и детьми., чтобы разрешить конфликт непонимания между поколениями. Природа же конфликта имеет эдипову основу - он отражает желание родителей монополизировать все эмоции детей и постепенно формирующееся желание ребенка сбежать из уже тесного эдипова мира любви и страха.
Боязнь кастрации отражает страх сына перед отцом, а беспомощность героя усиливает это ощущение, ведь ребенок всегда беспомощен перед взрослым человеком.
Еще один способ построения конфликта на детских страхах связанных с эдиповым комплексом - изменение ролей, когда персонаж, который по идее должен заботиться о герое становится источником опасности
Работая над сценарием помните, что темы соперничества и деспотизма связаны с эдиповым комплексом и помогут рассказать в фильме о внутреннем конфликте героев, сделать его насыщенным, драматичным. Так что не обязательно выдумывать новые источники конфликта. Надо просто искать новые способы выражения для этих старых как мир тем.
О желаниях и сноведениях:
Фрейд считает, что расшифровка сновидений помогает выявить скрытое, “латентное” значение того, что мы на самом деле хотим. С помощью снов наше подавленное либидо находит выход и дает возможность организму беспрепятственно получить наслаждение.
Как говорил Фрейд “Толкование сновидений - это королевская дорога к пониманию бессознательного”.
Поэтому сны часто могут стать важной частью пути героя, ведь прежде чем персонаж достигает своей цели, он должен сначала познать себя и пройти определенные этапы развития. Познав же себя, герой испытывает прозрение и через него добивается результата. Сон героя часто используется, чтобы передать скрытые смыслы и метафоры.
В качестве примера Уильям Индик вспоминает фильм “Господин Дидс переезжает в город”, в котором простой деревенский парень неожиданно получает огромное состояние в наследство, а значит, возможность осуществить все свои мечты.
Когда работаете над похожим сценарием о внезапном воплощении желаний героя, думайте в первую очередь об аудитории, дайте ей посмаковать этот момент. Потому что исполнение желаний героя - это часто возможность рефлексии для зрителя над своими мечтами. Зритель всегда рад, когда герой добивается успеха, потому что этот успех они переживают вместе с ним.
Допустим, если первая часть фильма у вас вводная, в начале второй, постарайтесь повеселить зрителя и дать ему расслабиться, так как интуитивно он понимает, что конец второй части - вызревание конфликта, а третья часть посвящена попыткам героя найти выход из сложившейся ситуации.
Поэтому не спешите с конфликтом, дайте зрителю через героя почувствовать все стадии исполнения желаний, а затем поработайте над раскрытием личности героя, ведь конфликт всегда связан в первую очередь с внутренним миром. Ответьте на вопрос: “Что в самом герое является причиной неудовлетворенности его новым статусом или богатством? Как это разрушает его жизнь?”
Еще одна форма сновидений, которая важна в кино - тревожные сны и кошмары. Они возвращают нас к началу статьи и разговору о воплощении невротического конфликта героя. Кошмары часто отражают наши параноидальные страхи и демонстрируют зрителю настоящие состояние внутреннего мира героя.
Популярный вариант использования сна - разбавить пресность общего повествования. Потому что сон - это то, где вы можете дать волю своей фантазии, перенести зрителя в другой мир и отвлечь от обыденности.
Потому что, хоть и кино - это тоже плод фантазии, нельзя нарушать два основных правила:
- Персонажи должны оставаться самими собой
- В рамках своего жанра фильм должен отражать правду жизни
О Нормативном конфликте:
Если теория Фрейда в основе “психосексуальная”, то теория Эриксона основана на столкновении интересов общества и индивида и называется “психосоциальной”, а конфликт - нормативным. Он возникает, когда внутренняя жизнь Эго вступает в противоречие с внешним миром ( социумом) . Преодоление столкновений имеет решающее значение для становления Эго-идентичности.Кризис идентичности — это период изменения самосознания личности и тождественности своего «Я».
В модели Эриксона всего восемь стадий кризиса идентичности и первая из них - доверие против недоверия. Преодолевается этот конфликт с помощью скачка веры, герой встречает кого-то, кто постепенно возвращает веру героя в людей и внешний мир ( как правило, здесь замешана любовная линия). Или наоборот, если герой слишком доверчив, он учиться быть более осторожным и сильным.
Скачок веры не обязательно ведет к полному перевоплощению героя. Так, Мэрион (Карен Аллен) в фильме «В поисках утраченного ковчега» (Raiders of the Lost Ark, 1981) сначала отказывается помогать Индиане Джонсу (Гаррисон Форд), потому что испытывает чувство обиды за дела прошлого. Но когда немцы сжигают ее бар, ей приходится преодолеть свое недоверие и вступить в борьбу на стороне Джонса. Потому что доверие основано на внешних обстоятельствах, в их отношениях появляется напряженность. Они любят друг друга, но никак не могут простить старые обиды. Именно поэтому скачок веры происходит медленно, развиваясь на протяжении всего фильма, пока наконец Мэрион и Индиане не удается завоевать взаимное доверие и уважение.
Недоверие и скачок веры могут стать важными элементами в вашем сценарии, потому что они отражают реальный мир. На самом деле люди не очень-то хотят рисковать собственной жизнью ради спасения других или ради их целей.
Следующая стадия кризиса по Эриксону - автономия против стыда и сомнения, затем, инициатива против чувства вины. Чувство вины не дает герою развиваться и ему, для внутреннего роста необходимо преодолеть это чувство вины или направить его в нужную сторону ( как Скрудж в “Рождественской песне”).
Четвертая стадия кризиса идентичности это борьба усердия против чувства неполноценности. На нем строиться большая часть фильмов о героях-неудачниках, в которых они, чтобы преодолеть комплексы, учатся верить в свою собственную значимость и достигать поставленных целей.
Много еще можно сказать по поводу того, как использовать понимание того, в чем заключается конфликт идентичности для вашего сценария. Но напомним, это лишь краткий ( очень сжатый) конспект того, что представлено в книге Уильяма Индика “Психология для сценаристов”.
В заключении хочется привести еще одну цитату автора:
“Как и любое творчество, написание сценария — по большей части бессознательный процесс. Откуда мы берем идеи для сценария и персонажей? Они таятся где-то в глубинах бессознательной памяти, эмоций, опыта, о которых мы лишь догадываемся.”
Изучайте психологию, читайте Индика, книга содержит не только теории, но и массу практических заданий, а также схем, которые помогут вам в работе над сценарием.