Что такое пейзаж?
Не задумываясь многие ответят, что пейзаж - это про природу, это картина, что выражает наше чувство к природе.
Многие окажутся неправы...
Моя цель или цель этой статьи будет в том, чтобы доказать, что пейзаж, это часть культуры человека.
Понимание того, что художник-пейзажист, не всегда брал себе за правило нагло копировать приглянувшиеся ему виды, сформировалось приблизительно из 70х годов. И это понимание было связано с картиной:
Написанная в середине XVIII века, картина более двух столетий находилась в собственности семейства Эндрюс и была скрыта от глаз широкого зрителя. В 1960 году она была приобретена Лондонской Национальной галереей и с тех пор представлена в постоянной экспозиции музея.
Миссис Эндрюс сидит на изящной рокайльной скамейке. На ней простое, но в то же время чрезвычайно элегантное бледно-голубое шёлковое платье на модных в 1740-х годах продолговатых фижмах. Поверх чепца надет популярная в то время соломенная шляпа-помела с подвёрнутыми — как это делали молочницы — полями (такая манера получила распространение в 1730-е годы, когда простой сельский стиль достиг особой популярности в среде джентри). Поза портретируемой соответствует всем нормам современного изобразительного этикета: прямая осанка, скрещённые ноги, свободно опущенные на колени руки.
Мистер Эндрюс. Утверждённый в Англии ван Дейком канон соблюдён художником и в позе её супруга: он стоит, облокотившись на левую руку, в которой держит перчатку, правая, придерживая ружье, упирается в бок; ноги скрещены. Сатиновый сюртук небрежно застёгнут на одну пуговицу, на ногах чёрные, до колена, бриджи. Голову венчает kevenhuller cock — убор, названный так в честь австрийского фельдмаршала Людвига Андреаса фон Кевенхюллера, героя войны за австрийское наследство, скоропостижно скончавшегося в Вене в 1744 году. Такая треуголка считалась последним писком моды среди лондонских щёголей 1746 года.
Примечательны место и ракурс, избранные Гейнсборо и заказчиком для написания портрета - если бы Гейнсборо хотел поместить своих моделей в контекст сельскохозяйственного региона, он мог расположить их на верхушке Бэллигдонского холма, с которого открывается широкая перспектива на пашни и луга, простирающиеся по равнине вплоть до Садбери в трёх милях отсюда. Однако домашняя атмосфера этого семейного портрета, написанного по случаю свадьбы, требовала замкнутого пространства. Избрав это место на возвышенности, взгляд с которой, скользя вдоль покатого склона, достигает линии горизонта, прерываемой лесом, Гейнсборо чётко ограничил собственное поместье молодой пары. Словно приманка для глаза, выглядывающая из рощи башня церкви св. Петра в Садбери (именно здесь молодые люди и были обвенчаны) помещена в пейзаже примерно на границе поместья Обри. Очевидно, художник и его патрон предпочли окаймленный лесом луговой пейзаж неприглядной панораме сельскохозяйственных угодий.
Таким образом, перед нами семейная пара, всем своим внешним видом подчёркивающая собственный общественный статус и благосостояние, позволяющее им следовать последним предписаниям моды. Кроме того об их финансовых возможностях свидетельствует также хобби мистера Эндрюса: лицензия на охоту выдавалась только владельцам поместий, приносящих доход свыше 100 фунтов. С этим увлечением, возможно, связана одна любопытная деталь. На коленях жены художник, по всей видимости, собирался написать охотничий трофей — фазана или иную дичь, обитавшую в лесах Суффолка.
Особая привлекательность этой картины, для английских критиков, заключалась в том, что на ней изображён пейзаж.
Пейзаж играет огромную роль в английской культуре и их национальной идеологии.
Виды старой, доброй Англии играют такую же роль, как и в нашей реалистические пейзажи передвижников.
Поэтому, картина Томаса Гейнсборо стала поводом для того, чтобы поговорить о том, что на этой картине, художник изобразил свойственную англичанам любовь к природе.
Отношение портретируемых к развернувшемуся на заднем плане пейзажу стало камнем преткновения в искусствоведческих дискуссиях вокруг полотна Гейнсборо. Джон Бергер, английский искусствовед, писатель, автор популярного в начале 1970-х годов цикла телепередач и вышедшей на их материале одноимённой книги «Ways of Seeing», настаивает на потребительском отношении Эндрюс к окружающей их природе: это «видно по их позам и выражениям лиц» .
Я думаю, что супруги Эндрюс немного бы удивились и слегка обиделись, узнав от потомков, что их картину приписывают к чистым принципам созерцания нетронутой природы. Подумайте: к примеру, ваши соседи образцовые дачники-огородники, просят вас сфотографировать их на фоне грядок и особо уродившихся огурцов, а вы начнёте с ними рассуждать о любви к нетронутой, девственной природе. Вполне вероятно, что на их лицах появится такое же странное и обескураженное выражение, как и на лицах супругов Эндрюс.
Картина Томаса Гейнсборо - это пример очень выразительный, но не единственный. Любой пейзаж содержит в себе следы человеческого присутствия, это могут быть: дороги, аллеи, мосты, шпили башен, колокольни церквей, верстовые мосты, дым от костра - всё это следы или знаки взаимодействия человека с природой. И даже если, этих следов или знаков присутствия человека нету, он всё равно всегда содержит в себе точку зрения наблюдателя, - того кто этот пейзаж пишет. Либо того, кто является заказчиком изображения, что мы и видим на примере портрета Супругов Эндрюс
И без учёта того кто создает этот пейзаж и того, кто его возможно заказывает, мы многого не знаем, и не понимаем в изображении. Но имея смелость, мы имеем право описывать его, выражать своем мнение, свою точку зрения, что в истинном смысле не имеет за собой никакой основы...