Найти тему
Доктор Профит

Малый бизнес, который выживет после карантина.

Оглавление
В какой-то момент все полетит к черту, и вы скажете: «Вот и всё, мне конец!» Можете или смириться с этим, или бороться. Вот собственно и всё, вы просто начинаете. Без паники решаете одну проблему, затем другую. И когда решите все — вернетесь домой.
"Марсианин"

Еще недавно всё было хорошо и вот вдруг всё полетело к чёрту. Малый бизнес в России переживает тяжёлые времена. Сработал эффект домино, сначала посыпался B2C offline, им просто запретили работать. За ним B2B, клиентами которых были B2C, за ними другие B2B. В бизнесе работали люди, теперь им сократили или перестали платить зарплату, они стали меньше тратить, это усугубило ситуацию.

Выручка упала у всех, у кого-то до нуля, у кого-то на 80%, кто-то только сейчас ощутил падение, но рано или поздно спад будет у всех. Кроме тех, кто в таких условиях наоборот зарабатывает, продавая еду, алкоголь, защитные маски и лекарства.

Что делать?

Дело плохо и надолго это или нет, никто не знает. Ключевой вопрос: что делать? Есть три варианта:

  1. Закрыть бизнес совсем
  2. Законсервировать бизнес на определенный срок
  3. Продолжать работать

Чтобы выбрать верный вариант, нужно ответить самому себе сначала на два вопроса:

  1. Есть ли у нас средства, чтобы продержаться и продолжать работать несмотря ни на что?
  2. Стоит оно того или нет?

Начать стоит с ответа на второй вопрос. Любой бизнес приносит прибыль или убыток, а также съедает энергию или даёт её.

Многие владельцы малого бизнеса мучаются с ним, вкладывая туда кучу сил и не получая взамен никакого удовлетворения.

А это важно. Деньги безусловно тоже важны, но в период кризиса денег от бизнеса мало, потому на первое место выходит всё же то самое, "невидимое", что нельзя измерить и посчитать. Можно почувствовать. Ответьте себе честно - это Дело всей вашей жизни? Вы хотели бы заниматься этим всегда? Да или нет? Готовы ради спасения бизнеса на сверхусилия?

Если нет, то кризис - это тот повод, который вам был нужен, чтобы закрыть бизнес и начать новую жизнь. "Всё, что должно разрушиться, - разрушится".

Ну а если да, то можно переходить к первому вопросу.

Есть ли у нас средства?

От ответа на первый вопрос зависит, продолжать ли бизнесу работать и бороться, либо стоит законсервироваться на какой-то срок. И тут уже нужен трезвый расчет.

Бизнес либо прибыльный, либо убыточный. Не все знают эту правду о своём бизнесе, есть хороший способ понять это довольно быстро. Вам нужна точка А, финансовая экспресс-оценка. Надо посмотреть на цифры. Как бы вы этого не любили, чтобы поставить диагноз, придётся сдать анализы. Это вообще стоит делать постоянно, чтобы держать руку на пульсе, но сейчас это обязательно.

Если у вас есть хоть какой-то бухгалтер, вы справитесь. Надо посчитать всё, что у вас есть на 1 число этого месяца, учесть долги вам и учесть долги перед другими. Записать это в такую таблицу, это баланс, отличный инструмент для финансовой диагностики. Заполнить вы сможете всё, кроме строки Капитал, её мы посчитаем АКТИВЫ-ОБЯЗАТЕЛЬСТВА.

Простая форма динамического баланса
Простая форма динамического баланса

Если капитал получился отрицательным, то дела плохи, это означает, что наша точка А - накопленный убыток за предыдущий период. Этот убыток мог закрываться кредитами, полученными авансами или отсрочкой поставщиков. Отрицательный капитал означает, что бизнес - потенциальный банкрот в сложившихся обстоятельствах, так как живёт либо за счёт кредитов, либо за счёт оборотки, которая в кризис стремительно падает. Имеет значение размер отрицательного капитала, если сравнительно небольшой, то выплыть можно.

Если сумма капитала положительная, это хорошо, но не всегда означает, что у вас есть средства. Надо смотреть структуру активов. Все активы можно поделить на две группы- ликвидные и плохо ликвидные. Деньги - это самый ликвидный актив. Далее дебиторка и потом запасы.

Дебиторку превратить в деньги в период кризиса сложнее, запасы еще сложнее, ведь продажи упали. У бизнеса с накопленным капиталом, который обеспечен в большей степени деньгами, шансы выжить высоки. Далее надо считать насколько хватит финансовой подушки.

Для этого нужен бюджет движения денежных средств, если у вас до этого его не было, стоит составить сейчас. Бухгалтер поможет. Все принятые решения надо обсчитывать, для этого хорошо подходит бюджет денежных средств. Рассчитайте самый пессимистичный сценарий с точки зрения прихода денег и посмотрите насколько дней-месяцев вам хватит финансовой подушки. Мы не знаем, когда кончится кризис, но мы можем посчитать на сколько у нас есть ресурсов.

Выбор - консервировать бизнес или продолжать работать

От бюджета движения денежных средств зависит выбор - законсервировать бизнес или продолжать работать. Если в бюджете кассовый разрыв - вам не хватит денег для обеспечения его работы.

Консервация бизнеса - это его полная остановка на некоторое время. Чтобы свести к минимуму операционные расходы. Людей в этом случае или сокращают или договариваются на минимальную зарплату. От аренды офиса отказываются. Если есть запасы, решают, что делать с ними. Зависит от сроков годности и стоимости расходов на хранение.

Продолжать работать - это смелое решение, оно конечно годится только для тех, кто не находится в списке под запретом, либо вы меняете радикально бизнес-модель. Если продолжаете работать, надо постоянно держать руку на пульсе, все цифры у вас должны быть вовремя. И надо меняться - искать новые форматы работы, новые каналы продаж, пробовать новые услуги или товары. И тогда ваш бизнес выживет.

Условие выживаемости:

  • У вас есть средства: капитал положительный и активов хватит на пессимистичный прогноз по выручке
  • Вы готовы меняться и у вас есть хорошая команда
  • Вы можете и готовы сократить крупные расходы
  • У вас есть система учёта, которая даёт вам вовремя и корректные цифры

От самых убыточных направлений, точек продаж, групп товаров, услуг стоит отказаться. Маркетинговые приёмы очень сильно пересмотреть, в кризис старая логика не работает.

А если нет средств?

А что делать если капитал отрицательный и у компании нет средств на выживание, но владелец бизнеса уверен, что бизнес- это Дело всей его жизни? "Консервировать" бизнес. Если это возможно. Зависит от размера накопленного убытка и структуры активов и обязательств. Иногда и консервация не по карману.

Иначе вы потратите последнее и потом возродить бизнес будет очень сложно или совсем невозможно. Как бы ни было больно, лучше сделать остановку сейчас, чем совсем угробить бизнес. Не надо кредитами закрывать пробоины, в которые уже хлынула вода, так вы не спасёте свой корабль. Сделайте выводы сейчас и потом начнёте всё сначала. Иногда вовремя остановиться - это самое верное.