Кино относится к особым, синтетическим видам искусства. Это значит, что сюжет, изображение и музыка воздействуют на восприятие человека сразу на трёх уровнях. Настоящему творцу это даёт практически безграничные возможности для того, чтобы как можно красочнее и полнее рассказать историю. Сложно спорить с тем, что кино - штука универсальная. Если зритель имеет способность к элементарным мыслительным процессам и зачатки воображения, даже средний фильм имеет все шансы заинтересовать его. Однако, есть мнение, что кинематограф нельзя относить к "высшим" формам искусства, поскольку столь богатый набор выразительных средств даёт ему неоправданное преимущество и в то же время накладывает ряд ограничений, ведь ни история, ни изображение, ни музыка уже не работают по отдельности - только как часть целого.
Творчество великого мастера Витторио Стораро однозначно подтверждает верность тезиса "кино - это искусство". Это тот редкий случай, когда практически любой кадр из всего многообразия снятых этим оператором фильмов, можно рассматривать как полотно Рафаэля или Микеланджело.
Стораро всегда работает в крепкой связке с постановщиком, режиссёром монтажа и композитором, но при этом он умудряется показывать историю по-своему, мастерски пользуясь цветом, игрой света и тени, ракурсом и ритмом кадра.
Рассмотрим некоторые операторские приёмы Витторио Стораро на примере трёх снятых им фильмов.
- В знаменитой сцене танца из фильма "Конформист" Стораро умело использует цветовой контраст. Тёплые оттенки ресторана и плавные движения танцующих символизируют мирное течение жизни, покой и уют, которым война вскоре положит конец, а, скупые, студёные краски за окном - возможную победу фашистской идеи и сомнения, которые испытывает Марчелло (герой Жана-Луи Трентиньяна). Когда пёстрая толпа окружает нарочито серого главного героя, оператор добивается эффекта противопоставления ещё и с помощью композиции и ритма. Помещая статичный персонаж в центр движущегося по спирали хоровода, Стораро одновременно акцентирует на нём внимание и подчеркивает его зажатость и отчуждённость.
Сцена танца Джулии и Анны ("Конформист" - 1970)
- Эксперименты с цветом Витторио Стораро продолжает в картине "Апокалипсис сегодня". Сюжет фильма является переосмыслением повести Джозефа Конрада "Сердце тьмы" и повествует о путешествии капитана Уилларда (в исполнении Мартина Шина) вверх по реке Меконг, через охваченный войной Вьетнам, с целью найти и убить дезертировавшего полковника Куртца (в исполнении Марлона Брандо). На своём пути главный герой переживает различные приключения, постепенно утрачивает человеческие черты и сходит с ума. Для "Апокалипсиса" кинооператор придумал уникальную палитру, каждый цвет которой соответствует определённому элементу истории героя. Например, жёлтый цвет олицетворяет самопознание. В данной сцене герой Шина, который ненавидит войну, но уже не помнит, как жить в мирное время, вынужден выслушивать высокопарную речь подполковника-милитариста, в то время как берег окутывает плотный жёлтый туман.
Подполковник Килгор о запахе напалма ("Апокалипсис сегодня" - 1979)
- Интересный художественный приём Стораро использует в фильме "Под покровом небес". Картина рассказывает о супружеской паре (Джон Малкович и Дебра Уингер ), путешествующей по северу Африки. В их семейной жизни уже давно назрел кризис, у каждого есть свои пороки и тайны, но они ещё любят друг друга и надеются, что смена обстановки поможет им наладить отношения. Оператор выставляет освещение таким образом, что соотношение света и тени подчёркивает психологическое состояние героев и их переживания в разных сценах фильма.
Порт рассказывает свой сон ("Под покровом небес" - 1990)
Лица Порта и Кит погружены во тьму, когда они вступают в контакт со своим подсознательным, ссорятся, поддаются скрытым желаниям и, напротив, освещены мягким естественным светом, когда они наконец находят общий язык.
Любовная сцена Порта и Кит
В последней трети фильма тени отвечают за передачу душевных метаний Кит. Она переживает глубокое потрясение и близка к тому,чтобы сойти с ума - солнце не освещает её лица даже днём, посреди пустыни.
Кит путешествует по пустыне
Подводя итог, хочу отметить, что вклад Витторио Стораро в мировой кинематограф трудно переоценить. Он создал собственный запоминающийся визуальный киноязык, без которого многие культовые фильмы не были бы столь необыкновенными. В моём понимании настоящее искусство призвано выражать всё прекрасное, что есть в этом мире и чего ему подчас не хватает. С давних времён так повелось, что итальянские живописцы отлично справляются с этой задачей. Безусловно, Витторио Стораро один из величайших итальянских художников!
Спасибо за внимание!
Подписывайтесь на канал zen.yandex.ru/id/5e81e873439e100e52a49773
Ставьте лайки, буду особенно рад комментариям:)
В следующих публикациях:
-Дневник музыканта-оркестранта
-Jazz...(Часть 2)
Ознакомьтесь с другими публикациями:
- Размышления о том,что может повлечь за собой карантин:
- Нарратив о красивейших фильмах:
- Статья о талантливых личностях, не доживших до преклонных лет:
- Трансляции каких театров мира можно посмотреть бесплатно во время карантина:
- Бесплатные трансляции из филармоний, музеев и картинных галерей:
- Гении сценарного мастерства:
- История джаза:
https://zen.yandex.ru/media/id/5e81e873439e100e52a49773/jazzchast-1-5e8a0a4be75b2d4c5c1bde66