На этой неделе было заключено новое соглашение по сокращению добычи нефти между Россией и Саудовской Аравией. Возникает вопрос, а зачем надо было месяц назад разрывать старое ? Чтобы обвалить цены на нефть в 2 раза , а заодно рубль на 20 % ? Насколько известно, главным лоббистом разрыва была компания Роснефть, Министерство энергетики было против, а вице-президент Лукойла Леонид Федун вообще называл разрыв сделки катастрофой. Роснефть же планировала резко нарастить добычу, а за счет более низких цен вытеснить с рынка американских производителей сланцевой нефти.
Только вот план явно не сработал. Смысл в увеличении производства был бы при росте рынка, а сейчас, в результате пандемии, он резко обрушился. Какой смысл производить больше нефти, если ее просто не купят (через 30-40 дней в мире будут заполнены все нефтехранилища )? К тому же понятно , что американскую нефть Трамп просто так не отдаст, для него это было бы катастрофой в год выборов. Он уже говорил о введении ввозных пошлин на нефть для России и Саудовской Аравии, чтобы по сути закрыть для них американский рынок и дать возможность выжить своим производителям.
К тому же, у производителей сланцевой нефти есть возможность быстро восстанавливать добычу, после роста цен. То есть, даже если бы удалось при ценах в 20 $ заставить часть американских компаний остановить производство , то они возобновили бы его после роста цен.
В итоге произошло следующее :
1) России пришлось продавать меньше нефти по более низкой цене
2) Бюджет в этом году недополучит десятки миллиардов рублей
3) По новой сделке ОПЕК+ вместо сокращения на 500 тысяч баррель в сутки придется сокращать на 2 миллиона.
Единственный возможный плюс - к новой сделке подключились США. Но как-то весьма смутно говорится об условиях. Там вся нефтедобыча частная, государство не может просто сказать - добывайте на столько-то меньше, так что у американцев всегда будет возможность для маневра.
В общем есть чувство , что руководство Роснефти реально неверно оценило ситуацию и просчиталось. Эксперимент явно не удался. Еще бы понять, во сколько в итоге этот эксперимент обойдется нашему государству, бизнесу и гражданам.