Брокеры о том, как удаленно проходит сделка с ипотекой во время карантина.
Многие банки продолжают работать и во время карантина, а значит и ипотеку получить в этот непростой период вполне реально. Расспросили представителей кредитных организаций, как проходят сделки с ипотекой на самоизоляции, какие этапы получится пройти удаленно, а для чего клиенту придется приехать лично.
Ольга Сереженькина, руководитель отдела ипотеки «Нмаркет.ПРО: Ипотека»:
- Сервис «Нмаркет.Про: Ипотека» работает в обычном режиме. Пока все дома, у вас есть возможность удаленно и бесплатно получить консультацию и одобрение по ипотеке в банке с оптимальными условиями, а после домашнего карантина отправляться на подписание договора.
Общение с агентами, обработка заявок происходят так же, как и обычно. В режимы работы банков внесены изменения, но практически все они функционируют и подписывают документы. Подать заявку и все согласовать можно дистанционно, на подписание нужно приехать.
Расскажу, как мы проводим сделки в режиме онлайн:
1. Агент оставляет заявку на сайте Нмаркет.Про;
2. С агентом связывается специалист по ипотеке Нмаркет.Про, подбирает банки, направляет ссылку на заполнение электронной анкеты и список необходимых документов;
3. Клиент заполняет анкету, загружает фото или сканы документов, а также фото своей подписи. Наши специалисты отправляют заявку в банк;
4. После получения решения, клиент выбирает банк и снова предоставляет необходимый пакет документов также в электронном виде;
5. Специалист Нмаркет.Про согласовывает документы с банком, записывает клиента на сделку, подбирает страховую компанию.
Клиенту необходимо единственный раз приехать в банк подписать кредитную документацию. Все статусы рассмотрения заявки агент может отслеживать в своем личном кабинете.
Заявку на ипотеку через наш сервис можно оставить на сайте проекта.
Ольга Ильюшкина, руководитель отдела ипотечного кредитования агентства ПИА:
- Клиент может удаленно подать заявку на кредит и получить одобрение. Для этого с ним связывается наш специалист по ипотеке и сам заполняет анкету. Клиенту нужно только прислать документы, которые ипотечный менеджер вместе с анкетой отправляет в выбранный банк/несколько банков. Одобрение клиент также получает на свою почту.
Если говорить обо всей сделке, а не только об одобрении ипотеки, то обязательно придется подписывать договор купли-продажи и кредитный договор в банке, выдавшем ипотеку.
В ближайшем будущем ипотеку можно будет полностью оформить дистанционно. Уже сейчас некоторые операции проводятся удаленно. Например, регистрация прав собственности. Однако на сегодняшний день присутствие на сделке и в банке-кредиторе всё же необходимо. Сотрудники банка должны сделать фотографию клиента, а сам он — поставить подпись на ипотечный договор.
Для полного проведения удаленной ипотечной сделки необходимо сформировать максимально безопасную систему подписания ДКП и кредитных договоров и создать надежный способ коммуникации между всеми участниками сделки: покупатель, продавец, банк, Росреестр.
Вот неполный список того, что поможет в будущем перевести сделки в полностью удаленный формат:
1. Онлайн-платформа, через которую можно отправить все документы и в формате зум-конференции провести встречу, при которой каждый из оппонентов будет в присутствии своего представителя — агента.
2. Подача документов с помощью загрузки на сайт по установленному формату с применением электронной подписи.
3. Можно позаимствовать пример дистанционных сделок с региональными покупателями через онлайн-платформы крупных банков (Сбербанк, ВТБ) и распространить такой формат на проведение вторичных сделок.
Весь процесс от заключения договора на продажу вплоть до подписания акта приема-передачи можно системно перевести на удаленный режим. В отделе продаж Первого Ипотечного Агентства мы уже давно ввели форму дистанционного заключения договора и параллельно уведомления застройщика, если мы говорим о зачете. Также это относится к стандартной продаже или покупке.
Показы объектов осуществляются либо с помощью видео обзоров, либо очно, с выездом нашего специалиста. В этом случае в соответствии с требованием Роспотребнадзора обязательно используются средства защиты.
Принятие аванса и подписание предварительного договора купли продажи тоже перешло на дистанционный режим. Сбор всех документов, необходимых для сделки, может заказать наш специалист по доверенности.
Ника Вайчулис, сооснователь ипотечного брокерского агентства ООО «Монолит-Реалии»:
- Опишу вам все этапы ипотечной сделки и расскажу какие из них можно провести удаленно:
1. Подача заявки на ипотеку.
Первичный запрос клиент может сделать на сайте банка. Но далее более 50% банков потребуют предоставить оригиналы документов в отделение для идентификации подлинности.
Можно удаленно подписать договор на помощь в получении кредита с брокером (который включает согласие на обработку и передачу данных контрагентам), направить ему документы по электронной почте и миновать этап личной подачи документов в отделении.
2. Согласование объекта покупки.
После того, как клиент одобрен в качестве заемщика, идет согласование объекта покупки.
2.1. Предоставляются правоустанавливающие документы на объект и документы на продавца;
- При необходимости предоставить нотариальные заявления (например, согласие супруга или заявление о том, что участник сделки не в браке) — обязателен личный визит к нотариусу;
- Если приобретается жилая недвижимость, потребуется выписка из домовой книги. Сейчас можно заказать её электронно через портал Госуслуг.
2.2. Делается оценочный альбом (при покупки по Договору Долевого Участия оценочный альбом не требуется).
Сам процесс подготовки альбома дистанционный, но требуется выезд фотографа на объект покупки.
2.3. Оформляется страховой полис (можно оформить дистанционно при условии, что покупателю не требуется медицинский осмотр.
3. Подписание кредитного договора и договора купли-продажи (на текущий момент это возможно лишь при личном присутствии) и выдача кредитных средств (в ячейку, эскроу-счет, аккредитив и пр).
4. Регистрация договора в Государственном реестре. Тут есть три варианта:
- Самостоятельная подача документов клиентом осуществляется через МФЦ — требует присутствия.
- Подача документов через представителя по доверенности (есть компании, оказывающие услуги в подаче документов) — не требует присутствия.
- Электронная регистрация (т.е. регистрация внутри системы банка с помощью электронной подписи. Однако, такую функцию имеют далеко не все банки на территории России).
5. Получение зарегистрированных документов и денежных средств продавцом.
Форма взаиморасчетов:
Наличная: Ячейка — требует личного присутствия по понятным причинам;
Безналичная: Аккредитив/эскроу и пр. счета — 90% банков попросят личного присутствия для раскрытия.
Но, например, Сбербанк запустил возможность электронной регистрации сделок и взаиморасчетов клиентов при помощи специального счета. После регистрации они отправляют документы клиентам на электронную почту и переводят средства продавцу онлайн.
Таким образом, свести ипотечную сделку из пяти этапов технически можно к одному, требующему личного присутствия — подписание кредитного договора с банком и договора купли-продажи с продавцом.
Для того, чтобы полностью оформить ипотечную сделку удаленно, необходимо:
1. Создать на сайте каждого банка полноценный инструмент для безопасного и удобного документооборота;
2. Можно воспользоваться функцией идентификации личности через портал Госуслуг;
3. Каждому клиенту присвоить электронную цифровую подпись;
4. Воспользоваться услугами электронной регистрации;
5. Исключить сделки с наличными денежными средствами;
6. Зарегистрированные документы отправлять сторонам сделки на электронную почту и курьером.