Найти в Дзене
Елизавета Сокол

Доброта и милосердие.

Доброта и милосердие часто используют в качестве синонимов. Тем не менее, их значение несколько отличается. Если задуматься над семантикой, возникает вопрос, всех ли добрых людей можно считать милосердными? Чтобы ответить на него, нужно понять, чем доброта отличается от милосердия. Доброта – это душевное качество, присущее всем людям. Другое дело, что одни его подавляют, а другие – нет. Доброта – это стремление помогать, отзывчивость, хорошее отношение к окружающим. Не всегда это качество реализуется в соответствующих поступках. Некоторые люди безгранично добры, но помогают другим крайне редко. Милосердие – это проявление доброты, поступки, совершенные ради других, причем совершенные совершенно бескорыстно. Можно сказать, что это доброта в действии. Часто милосердие связывают с религиозностью. Однако я считаю, что это неправильно, ведь милосердными могут быть и те, кто искренне верят в Бога и те, кто думают, что его не существует.
Доброта и милосердие часто используют в качестве синонимов. Тем не менее, их значение несколько отличается. Если задуматься над семантикой, возникает вопрос, всех ли добрых людей можно считать милосердными? Чтобы ответить на него, нужно понять, чем доброта отличается от милосердия. Доброта – это душевное качество, присущее всем людям. Другое дело, что одни его подавляют, а другие – нет. Доброта – это стремление помогать, отзывчивость, хорошее отношение к окружающим. Не всегда это качество реализуется в соответствующих поступках. Некоторые люди безгранично добры, но помогают другим крайне редко. Милосердие – это проявление доброты, поступки, совершенные ради других, причем совершенные совершенно бескорыстно. Можно сказать, что это доброта в действии. Часто милосердие связывают с религиозностью. Однако я считаю, что это неправильно, ведь милосердными могут быть и те, кто искренне верят в Бога и те, кто думают, что его не существует.

В произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Пугачев, являясь, казалось бы, отрицательным персонажем, проявляет милосердие к главному герою, Петру Гринёву. Он помиловал того за то, что юноша в свое время отдал казаку свой тулуп, даже не подозревая об авантюрном характере «мужика». Так, автор разграничивает понятие «доброта» и «милосердие» и говорит о том, что они не обязательно идут вместе: Пугачева нельзя назвать добрым человеком, бунт под его предводительством считается одним из самых жестоких и кровавых в Российской истории, но он проявляет милосердие к человеку, которому он благодарен за добрый поступок. Милосердие в понимании Пушкина граничит с честью, которая, несмотря на разбойничью суть Пугачева, в нем присутствует.

Еще предлагаю вспомнить произведение Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". В этом романе повествуется о человеке , который не смог оправдать жестокость другого , но проявил к нему сострадание и сочувствие. Речь идет о Соне Мармеладовой. После того, как Родион признается ей в убийстве , она не может оправдать его. Соня, как очень добрый человек , не может простить жестокость Раскольникова , но, как любящий его человек , она понимает его и не хочет его страданий. Именно поэтому она понимает его и проявляет к нему милосердие. Вспомним эпизод , в котором Соня отправляется вместе с Родионом на каторгу. Другие каторжане считали ее святой , ведь не каждый человек способен на такое ради любимого. Этот пример показывает нам, что милосердие может проявить и добрый человек , но при этом совсем не обязательно ему поддерживать зло или самому становиться злым.
Еще предлагаю вспомнить произведение Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". В этом романе повествуется о человеке , который не смог оправдать жестокость другого , но проявил к нему сострадание и сочувствие. Речь идет о Соне Мармеладовой. После того, как Родион признается ей в убийстве , она не может оправдать его. Соня, как очень добрый человек , не может простить жестокость Раскольникова , но, как любящий его человек , она понимает его и не хочет его страданий. Именно поэтому она понимает его и проявляет к нему милосердие. Вспомним эпизод , в котором Соня отправляется вместе с Родионом на каторгу. Другие каторжане считали ее святой , ведь не каждый человек способен на такое ради любимого. Этот пример показывает нам, что милосердие может проявить и добрый человек , но при этом совсем не обязательно ему поддерживать зло или самому становиться злым.

Таким образом, доброта бессознательна и проявляется в каждом хорошем поступке, а милосердие – это сознательное оправдание виновного, христианское всепрощение. Эти добродетели не всегда идут бок-о-бок, иногда одно качество произрастает из другого, в других случаях каждое из них может зародиться автономно. Так, милосердие может появиться и у человека, не являющегося добрым в общепринятом понимании этого слова, а может и подчеркнуть доброту, возведя личность на более высокую ступень благочестия.

«Мы в ответе за тех, кого приручили», – наверное, этот афоризм из «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери слышал каждый. Жаль только, что не все люди об этом помнят. Жестокое отношение к животным сегодня – не редкость. Их бьют, выгоняют на улицу, морят голодом. Такое вот зверское отношение к зверям. Забавная тавтология, не правда ли? По моему мнению, она хорошо отображает сущность тех людей. Жестокость - это одно из самых худших человеческих качеств, выраженных в насилии, издевательстве, оскорблении, унижении и так далее. Она не должна ни в коем случае проявляться в отношениях с людьми, а также с животными. Жесткое отношение к животным хуже, чем жестокость между людьми. Человек хоть как - нибудь может постоять за себя, животные же нет. Люди, которые относятся к животным с жестокостью, не заслуживают уважения! Поэтому человек не имеет право жестоко относиться к животным.

Эту тему поднимает Михаил Афанасьевич Булгаков в своей повести "Собачье сердце". Это произведение начинается с монолога бездомного пса, Шарика и мы узнаем про один случай, когда повар из одной столичной столовки ошпарил бездомную собаку, вылив на него горячие отходы. Причиной такого поведения повара была его неприязнь к этому псу, который искал еду в мусорке. Такой жестокий поступок по отношению к животному, вызванный нечем, не может быть оправдан. Также эту тему поднимает Иван Сергеевич Тургенев в своем рассказе "Муму". В этом произведении примером жесткого человека является барыня, Елена Половецкая, и её крепостной крестьянин Герасим. Барыня проявила свою жесткость, и в отношение животного, и в отношение человека. Ей не понравилась собачка Муму и она решает избавиться от неё, при помощи Герасима, приказав ему утопить её. Муму очень была привязана к хозяину, он тоже души не чаял в своей любимице. Их дружба длилась бы долго, если бы не скверный характер барыни. Хозяйка заметила Муму и захотела погладить ее. Собака не только не подошла к ней, но и зарычала. Старуху это очень задело. Она решила избавиться от животного. Если барыня проявила самовольную жестокость, то Герасим же нет. Он утопил Муму, проявив вынужденную жестокость к животному, но эта ситуация не однозначна, поэтому его нельзя в полной мере называть жестоким человеком. Жестокость в отношениях с животным бывает самовольной, у которой нет оправдания, и вынужденная, которая частично оправдывает ситуацию. Сюжет произведения не только показывает, насколько некрасив душой тот, кто издевается над животными, но и утверждает, что всякое издевательство над беззащитным существом наказуемо.