Португалия еще в конце 14-го века начала по кусочку сдавать национальный суверенитет английской короне. Когда многовековой покровитель и фактически хозяин португальской экономики, Британия, в 1890 году предъявила ультиматум своему вассалу об очищении занятой португальцами территории в Южной Африке по берегам реки Замбези и озера Ньяса, португальская власть и народ испытали сильнейшее потрясение. Все "розовые" мечты о второй Бразилии в Африке были поруганы, сопротивляться воле хозяина было невозможно. Однако пойти на капитуляцию смогло лишь третье правительство. Народ же, у которого до этого сохранялась иллюзия наличия у страны независимости, вообще воспринял ситуацию как национальную трагедию.
20 марта 1890 года королевским декретом была принята амбициозная судостроительная программа, предусматривавшая строительство четырёх броненосцев береговой обороны и десяти крейсеров водоизмещением от 3400 до 4500 тонн. Два крейсера предназначались для действия у Азорских островов, по одному — для Анголы, для Южной Америки, для Восточной Африки и на Тихий океан для дежурства в Макао и на Тиморе. Остальные должны были быть в резерве и на плановом ремонте в Лиссабоне.
Однако экономика страны была в глубочайшем кризисе (справедливости ради вся Европа тогда переживала сильный экономический кризис), уже в 1892 году страна прекратила платить по громадным долгам.
Всплеск патриотизма правящим кругам удалось направить в созидательном направлении. Патриоты проголосовали рублем, собрав по подписке деньги на строительство национального флота, находившегося в чудовищном упадке. Кампания по сбору денег продолжалась 8 лет. Собрать, правда, удалось немного, всего около 538 тысяч долларов, половина из них ушла на заказ первого малого колониального крейсера, который злые языки иногда называют просто канонерской лодкой с карапасной палубой.
Крейсер 3-го класса был заказан итальянской фирме "Орландо" из Ливорно. В 1896 году он сошел на воду. Это был первый бронепалубный крейсер (Cruzadores) португальского флота. При водоизмещении меньше 2000 тонн, он был неплохо вооружен-два 150-мм орудия размещались в оконечностях, четыре 105-мм — в бортовых спонсонах. Максимум он мог справиться с канонеркой-стационером великих держав, которых в изобилии размещали в туземных портах.
Имя ему присвоили довольно необычное-«Адамаштур» ("Adamastor"). Это дух моря, гигантское сверхъестественное существо, олицетворяющее грозные стихии и препятствия, которые самоотверженно преодолевают португальские первопроходцы в эпоху великих географических открытий. Этот мифический персонаж, выведен португальским поэтом Луисом Камоэнсом в песни пятой эпической поэмы «Лузиады» (1572 год).
Еще два бронепалубных крейсера 3-го класса по мотивам «Адамаштур» были заказаны во Франции, в 1898 году на воду сошли "São Gabriel" и "São Rafael". Еще четыре таких же планировали построить в самой Португалии по французским чертежам. Однако и финансовые и промышленные возможности нищей страны ограничили наполеоновские планы. Построили один-"Rainha Dona Amélia", спущенный на воду в 1899 году. Он стал единственным крейсером португальской постройки, последним вообще португальским крейсером и первым стальным кораблем, построенным в стране.
При схожести крейсеров постройки разных разных стран, «Адамаштур» отличался большей скоростью, короткоствольными крупповскими пушками в отличие от длинноствольных Канэ у "французов". Зато крейсера, построенные во Франции не смогли показать даже контрактную скорость (15 узлов вместо 17,5), что позволило португальцам стрясти с французов значительные штрафы.
Но самым крупным и мощным крейсером португальского флота стал 4200-тонный "Dom Carlos I", в 1898 году спущенный на воду британской верфью Армстронга. Как положено армстронговскому крейсеру, он нес мощное вооружение и имел высокую скорость. Он был предназначен для защиты Лиссабона. Прототипом он имел японский "Иосино".
«Адамаштур» "Adamastor" «Orlando», Ливорно. Спущен на воду 12 июля 1896 года . Вступил в строй 2 августа 1897 года. Списан в 1933 году.
Водоизмещение, т 1729 (1757) (норм.) / 1990 (полн.). Длина, м 74 / 75,2 (макс.). Ширина, м 10,72. Осадка, м 4,65
Энергетическая установка-4(8) цилиндрических котлов, 2 паровые машины тройного расширения, л.с. 4000. Кол-во валов 2. Скорость, узлов 18. Дальность плавания, 7200 миль. Топливо, уголь 420 тонн
Бронирование, мм: Палуба 30 мм. Рубка 65 мм , Экипаж 237 человек.
Вооружение- 2 (2*1) - 150 мм /30 BL , 4 (4*1) - 105 мм /40BL Крупп, 4 (4*1) - 65 мм BL , 2 (2*1) - 37 мм QF . 3*1 - 356-мм надводных торпедных аппарата
2 августа 1897 г. на «Адамаштуре» торжественно подняли флаг, на следующий день он вышел из Италии в Лиссабон. Первому португальскому крейсеру предстояла дальняя дорога, впервые за несколько десятилетий показать португальский флаг бывшим и оставшимся колониям. В 1898 году он посетил Бразилию, Уругвай, Аргентину, Анголу и острова Зеленого мыса.
Основная служба португальских крейсеров шла в колониях. «Адамаштур» бывал от Анголы до Тимора, с визитами заходил в порты Бразилии и Японии.
В сентябре 1907 года из самых боеспособных кораблей португальского флота была создана Практическая эскадра ( крейсера «Дон Карлуш I», «Сан Рафаэль», броненосец «Васко да Гама» и минный крейсер «Тежу»).
Португалия тем временем вступила в переломный момент своей истории. 1 февраля 1908 года открытый экипаж, в котором ехала королевская семья, на Дворцовой площади Лиссабона был расстрелян двумя террористами-карбонариями. Король Карлуш I был убит сразу, смертельно раненый наследник Луиш Филипе успел застрелить одного из убийц и скончался через 20 минут. Престол перешел к младшему сыну Мануэлу. Однако тот не обладал ни способностями ни желанием править.
В октябре 1910 года в стране началась местная Октябрьская революция, за 7 лет до того, как это стало мейнстримом. Восстания охватили и армию и флот. В Лиссабоне в это время кроме «Адамаштура» находились «Сан Рафаэль», «Дон Карлуш I». «Раинья донья Амелия» в это время была на Дальнем Востоке, а «Сан Габриэль» — на тихоокеанском побережье Америки.
В ночь с 1-го на 2-е октября республиканские заговорщики арестовали офицеров на «Адамаштуре» и «Сан Рафаэле» и...утром 4 октября «Адамаштур» произвел три выстрела по королевскому дворцу, послужившие сигналом для восставших. Дежавю...
Один из снарядов разорвался в королевских покоях на первом этаже. Сотрудник дворца догадался срубить флагшток с королевским штандартом, что ввело в заблуждение мятежников, посчитавших, что Мануэля II уже нет во дворце.
Отряд мичмана Сантуша атаковал и захватил казармы 16 пехотного полка и полк присоединился к восстанию. Только «Дон Карлуш I» соблюдал нейтралитет. Но вечером на него прибыли представители ревкома, застрелили командира и трех офицеров, а экипаж крейсера выделил 70 человек в революционный сводный морской отряд.
Утром 11 октября последнее сопротивление роялистов было подавлено и была провозглашена Португальская республика. Революция обошлась стране в 76 убитых и 300 раненых.
Офицеры никакого Ледяного похода не устроили, а на флоте ограничились лишь переименованием двух монархически поименованных кораблей-«Дон Карлуш I» и «Раинья донья Амелия». Сам же молодой король без всяких проблем уехал за границу и жил частной жизнью. Корона его и так тяготила.
Чтобы ускорить признание нового правительства «Адамаштур» почти сразу же был отправлен в Южную Америку, посетив Бразилию, Аргентину и Уругвай.
Республиканский режим не принес стране спокойствия-до 1926 года страну лихорадили мятежи, забастовки. бунты и прочие неприятности.
В 1911 году погиб «Сан Рафаэль», налетев на подводную скалу.
С началом в Европе мировой войны, Португалии пришлось усилить защиту своих африканских колоний, граничащих с германскими. «Адамаштур», «Сан Габриэль» и «Альмиранте Рейш» в 1914-1915 годах конвоировали войсковые транспорты в Анголу и Мозамбик.
Когда Португалия вступила в войну на стороне Антанты, ей пришлось не только отправить войска на французский фронт, но и воевать с германцами Пауля фон Леттов-Форбека в Мозамбике. В мае 1916 года в тех боях отличился и «Адамаштур».
Масштабы местных сражений, конечно, не шли ни в какое сравнение с "Верденской мясорубкой", но обладали определенным драматизмом.
Вступив в войну, португальцы начали наступление на немецкую колонию, в состав которой входили и территории, отторгнутые Германией в начале 90-х, когда Португалия была практически беззащитна. Победоносное португальское наступление уперлось в реку Рувум, поддержать форсирование которой должны были крейсер "Адамаштур" и канонерка "Шаймити". Моряки крейсера вооружили два своих катера 37 мм пушками и дважды, 21 и 23 мая, пытались захватить плацдарм на другом берегу при поддержке артиллерии крейсера. Однако, не поддержанные пехотой, оба раза были вынуждены возвращаться.
Подготовленная более тщательно операция 27 мая закончилась катастрофой. Несмотря на артподготовку артиллерии крейсера и 105 мм полевой батареи, германцы, подпустив атакующих поближе, выкосили их огнем с замаскированных позиций. Всего в трех атаках экипаж крейсера потерял четверых убитыми и пятерых пропавшими без вести, было одиннадцать раненых.
Лишь через месяц португальцы смогли захватить плацдарм на другом берегу, но германцы вторглись на португальскую территорию у озера Ньяса и пришлось отступать.
Когда германские отряды начали наступление на северные районы Мозамбика, на борт крейсера был перевезен золотой запас колонии и крейсер стоял в готовности покинуть порт при приближении немцев.
Лишь в апреле 1918 года уставший «Адамаштур» был заменен переведенным из Намибии «Сан Габриэль».После войны корабль наградили Военным Орденом «Меч и Башня», а его боевой флаг передали в лиссабонский военно-морской музей.
Первый крейсер Португалии остался ее последним и единственным крейсером. Ему пришлось выполнять обязанности стационера в иностранных портах. В июне 1926 года он представлял страну на Всемирной выставке в Филадельфии.
С 1926 по 1932 год старый крейсер стоял в Макао. Во время японской интервенции в Китае с него был высажен десант для защиты португальских граждан в Шанхае. 18 июня 1932 года корабль переклассифицировали в авизо 2-го ранга.
Когда «Адамаштур» решили все-таки сдать на слом, через три океана он шел своим ходом, пусть со скоростью 4 узла максимум, но сам. Вышедший 8 марта 1933 года из Макао корабль прибыл в Лиссабон 1 июля. 16 октября 1933 года он был исключен из списков флота и в апреле 1934 года продан на лом за 60 тысяч долларов.
Корабль-памятник из своей "Авроры" португальцы делать не стали.
"Разбуженная" британским ультиматумом 1890 года, Португалия смогла обзавестись более-менее современным, хотя и весьма небольшим флотом. Иначе удержать колонии было бы невозможно, даже без внешнего воздействия. Все пять португальских крейсеров были построены в конце 19-го века. Надо отметить, что португальская колониальная империя стала не только первой в мире, но и последней, демонтированной лишь в 1975 году.
Основной рабочей лошадкой стали крейсера 3-го класса, фактически канонерки для колониальной службы. Самым полезным оказался первый "Адамаштур". Он не только показывал португальский флаг по всем регионам планеты, но и воевал в мировую войну . И, наверно, главное, своими тремя выстрелами в октябре 1910 года он завершил "тысячелетнюю" эпоху португальской монархии.
Героический поход за три океана старого изношенного корабля на переплавку достоин отдельного упоминания.
При подготовке статьи были использованы публикации Николая Витальевича Митюкова по истории португальского флота.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам