Индейцы северных прерий очень полюбились создателям вестернов за свой воинственный нрав и эффектные головные уборы из перьев хищных птиц. Шайены, лакота и кроу до сих пор вдохновляют любителей исторической реконструкции, но едва ли кто-то из бледнолицых почитателей гордых воинов захочет надолго задержаться в современной резервации.
Лакота оказали упорное сопротивление американским войскам. Самой крупной их победой стала битва у Литтл Бигхорна в 1876 г., когда воины под командованием Сидящего Быка разбили отряд генерала Кастера и его индейских союзников. Но успех был временным. Война, которая началась после попытки белых разведать запасы золота в Черных Холмах, на священной для индейцев территории, завершилась для лакота сгоном в резервации. Это были маленькие клочки по сравнению с исконной территорией проживания индейцев, притом клочки наименее привлекательной земли. Традиционно основу питания племен Великих равнин составляло мясо бизонов. Восприняв верховую езду от европейских колонистов, индейцы облегчили себе охоту и за короткое время значительно проредили популяцию бизонов. Американцы довершили истребление этих животных, мясо которых массово шло в армию во время Гражданской войны 1861-1865 годов. Потом бизонов стали отстреливать уже целенаправленно, для ослабления воинственных племен.
Голодные и измученные войной индейцы закономерно ударились в крайности, только за помощью обратились не к экстрасенсам, а к учению, замешанному на традиционных верованиях и христианстве. Так называемая Пляска Духов призвана была вызвать потоп, который смоет всех белых и вернет индейцам их прежний мир с тучными стадами бизонов. Герой Литтл Бигхорна Сидящий Бык стал одним из вдохновителей нового учения среди лакота. Надежда индейцев на высшие силы была беспардонно разрушена в ходе бойни у местечка Вундед Ни, когда погибли сам Сидящий Бык и еще несколько сотен индейцев. Пляски прекратились, а индейцам лакота суждено было оказаться одними из самых бедных в США.
Благополучие современной индейской резервации в немалой степени зависит от ее доступности для белого населения. Если вы – член племени, проживающего рядом с крупным городом, и к вашей резервации ведет хорошая асфальтовая дорога, тогда у вас и ваших сородичей определенно есть перспективы. Если в резервации при этом еще и казино построено, то смело можете считать себя счастливым индейцем. Сейчас индейцы живут не за счет охоты на бизонов, а на деньги от продажи лотерейных билетов, игорного бизнеса и беспошлинной торговли сигаретами.
Лакота, кроу и шайенам в этом плане не повезло. Во-первых, Северная и Южная Дакота и Монтана – не самые густонаселенные штаты, дороги по американским меркам плохие, туристов и калачом не заманишь. Резервация Пайн Ридж (где находится Вундед Ни), считается самой бедной в США. Малоимущими значатся 92% местных жителей. Неудивительно, что продолжительность жизни здесь ниже, чем в среднем по стране, а количество алкоголиков, наркоманов и самоубийств на душу населения значительно выше.
Местные индейцы живут в ожидании какой-нибудь пакости, например, в виде нефтепровода, грозящего загрязнить источники питьевой воды, поэтому к любому приезжему относятся крайне подозрительно. Одно из немногих развлечений – это ежегодные костюмированные фестивали Пау Вау. Всем индейцам в независимости от племенной принадлежности очень нравятся головные уборы из перьев, которые раньше носили вожди лакота, а также украшения в стиле ацтеков. За соответствием костюмов традиционным образцам уже давно никто не гонится, главное, чтобы было больше красок и креатива.
Попасть на Пау Вау (по крайней мере, к лакота), если вы не индеец, может быть весьма сложно. Цель вашего визита придется оговорить с крепкими ребятами на входе. Современные индейцы очень щепетильно относятся к своим традициям. Если не индеец будет замечен в костюме, который покажется кому-то традиционно индейским, стоит, как минимум, ожидать обвинений в расизме. Из-за обостренных национальных чувств коренного населения многие американские университеты и спортивные команды вынуждены были убрать связанные с индейцами изображения со своих эмблем.
Ученые-антропологи и этнографы были бы рады глубже изучить культуру индейцев, но коренные американцы стали выставлять исследователям прайс-листы. В итоге получилось дорого даже по меркам американской науки.
В школьном курсе истории США об индейцах говорится весьма скупо. Так что среднестатистический американец с темой знаком, мягко говоря, не очень. Взаимопониманию сей факт, конечно, не способствует.
Стоит взглянуть на индейские паблики в социальных сетях, и вы увидите там до боли знакомые холивары на околополитические темы. Только ленивый их участник не критикует существующее еще с 1820-х годов Бюро по делам индейцев. Инвестору, желающему, открыть предприятие на территории резервации, недостаточно договориться с племенем, последнее слово остается за Бюро. При этом бумажной волокиты гораздо больше, и сам процесс согласования длится дольше обычного. Естественно, большинство инвесторов предпочитает открыть бизнес в другом месте. Такая система лишает многие небогатые резервации потенциального дохода и возможности получить дополнительные рабочие места.