Найти тему
Компас

Жизнь в индейской резервации в США

Индейцы северных прерий очень полюбились создателям вестернов за свой воинственный нрав и эффектные головные уборы из перьев хищных птиц. Шайены, лакота и кроу до сих пор вдохновляют любителей исторической реконструкции, но едва ли кто-то из бледнолицых почитателей гордых воинов захочет надолго задержаться в современной резервации.

Лакота оказали упорное сопротивление американским войскам. Самой крупной их победой стала битва у Литтл Бигхорна в 1876 г., когда воины под командованием Сидящего Быка разбили отряд генерала Кастера и его индейских союзников. Но успех был временным. Война, которая началась после попытки белых разведать запасы золота в Черных Холмах, на священной для индейцев территории, завершилась для лакота сгоном в резервации. Это были маленькие клочки по сравнению с исконной территорией проживания индейцев, притом клочки наименее привлекательной земли. Традиционно основу питания племен Великих равнин составляло мясо бизонов. Восприняв верховую езду от европейских колонистов, индейцы облегчили себе охоту и за короткое время значительно проредили популяцию бизонов. Американцы довершили истребление этих животных, мясо которых массово шло в армию во время Гражданской войны 1861-1865 годов. Потом бизонов стали отстреливать уже целенаправленно, для ослабления воинственных племен.

Голодные и измученные войной индейцы закономерно ударились в крайности, только за помощью обратились не к экстрасенсам, а к учению, замешанному на традиционных верованиях и христианстве. Так называемая Пляска Духов призвана была вызвать потоп, который смоет всех белых и вернет индейцам их прежний мир с тучными стадами бизонов. Герой Литтл Бигхорна Сидящий Бык стал одним из вдохновителей нового учения среди лакота. Надежда индейцев на высшие силы была беспардонно разрушена в ходе бойни у местечка Вундед Ни, когда погибли сам Сидящий Бык и еще несколько сотен индейцев. Пляски прекратились, а индейцам лакота суждено было оказаться одними из самых бедных в США.

Благополучие современной индейской резервации в немалой степени зависит от ее доступности для белого населения. Если вы – член племени, проживающего рядом с крупным городом, и к вашей резервации ведет хорошая асфальтовая дорога, тогда у вас и ваших сородичей определенно есть перспективы. Если в резервации при этом еще и казино построено, то смело можете считать себя счастливым индейцем. Сейчас индейцы живут не за счет охоты на бизонов, а на деньги от продажи лотерейных билетов, игорного бизнеса и беспошлинной торговли сигаретами.

Лакота, кроу и шайенам в этом плане не повезло. Во-первых, Северная и Южная Дакота и Монтана – не самые густонаселенные штаты, дороги по американским меркам плохие, туристов и калачом не заманишь. Резервация Пайн Ридж (где находится Вундед Ни), считается самой бедной в США. Малоимущими значатся 92% местных жителей. Неудивительно, что продолжительность жизни здесь ниже, чем в среднем по стране, а количество алкоголиков, наркоманов и самоубийств на душу населения значительно выше.

Местные индейцы живут в ожидании какой-нибудь пакости, например, в виде нефтепровода, грозящего загрязнить источники питьевой воды, поэтому к любому приезжему относятся крайне подозрительно. Одно из немногих развлечений – это ежегодные костюмированные фестивали Пау Вау. Всем индейцам в независимости от племенной принадлежности очень нравятся головные уборы из перьев, которые раньше носили вожди лакота, а также украшения в стиле ацтеков. За соответствием костюмов традиционным образцам уже давно никто не гонится, главное, чтобы было больше красок и креатива.

Попасть на Пау Вау (по крайней мере, к лакота), если вы не индеец, может быть весьма сложно. Цель вашего визита придется оговорить с крепкими ребятами на входе. Современные индейцы очень щепетильно относятся к своим традициям. Если не индеец будет замечен в костюме, который покажется кому-то традиционно индейским, стоит, как минимум, ожидать обвинений в расизме. Из-за обостренных национальных чувств коренного населения многие американские университеты и спортивные команды вынуждены были убрать связанные с индейцами изображения со своих эмблем.

Ученые-антропологи и этнографы были бы рады глубже изучить культуру индейцев, но коренные американцы стали выставлять исследователям прайс-листы. В итоге получилось дорого даже по меркам американской науки.

Лакота из резервации Стандинг Рок протестуют против строительства нефтепровода через реку, питающую водой их поселения
Лакота из резервации Стандинг Рок протестуют против строительства нефтепровода через реку, питающую водой их поселения

В школьном курсе истории США об индейцах говорится весьма скупо. Так что среднестатистический американец с темой знаком, мягко говоря, не очень. Взаимопониманию сей факт, конечно, не способствует.

Стоит взглянуть на индейские паблики в социальных сетях, и вы увидите там до боли знакомые холивары на околополитические темы. Только ленивый их участник не критикует существующее еще с 1820-х годов Бюро по делам индейцев. Инвестору, желающему, открыть предприятие на территории резервации, недостаточно договориться с племенем, последнее слово остается за Бюро. При этом бумажной волокиты гораздо больше, и сам процесс согласования длится дольше обычного. Естественно, большинство инвесторов предпочитает открыть бизнес в другом месте. Такая система лишает многие небогатые резервации потенциального дохода и возможности получить дополнительные рабочие места.