Эпидемия коронавируса закончится, а налоговые проверки продолжатся. Поэтому важно и сейчас не терять бдительность и иметь деловую цель при совершении финансовых операций с контрагентами.
При оспаривании результатов выездной проверки важным фактором остается то, что необходимо подтверждать фактическое движение товара от поставщика к покупателю для того, чтобы обосновать экономическую целесообразность произведенных расходов и налоговых вычетов.
Так, в одном из рассмотренных дел (к слову, все три инстанции в пользу налогового органа) суд указал, что налогоплательщиком не представлены доказательства фактического перемещения товара.
Суд поддержал выводы налогового органа о создании компанией формального документооборота с контрагентами. Это позволяло ему неправомерно включать в состав расходов по налогу на прибыль неподтвержденные затраты по договорам и необоснованно предъявлять к вычету суммы НДС (Дело №А56-5476/2019 от 27.02.2020).
В ходе выездной проверки инспекция установила, что первичные документы налогоплательщика содержат недостоверные сведения. Следовательно, они не могут служить основанием для предъявления НДС к вычету и увеличения расходов по налогу на прибыль.
Контрагенты компании обладали признаками фиктивных организаций: не совершали реальные хозяйственные операции, не имели недвижимого имущества, основных и транспортных средств, трудовых ресурсов.
При этом фактически импортные товары, в отношении которых организация представляла документы в подтверждение вычетов по НДС и расходов по налогу на прибыль, приобретались у иных лиц.
Эти товары ввозились в Россию и декларировались сторонними организациями, которые были подконтрольны налогоплательщику. Через формальный документооборот с контрагентами цена на эти товары завышалась, а сам он получал необоснованную налоговую выгоду. Поэтому инспекция доначислила компании налоги, пени и штрафы в общей сумме более 1,8 млрд руб.
В свою очередь компания указала, что заключенные договоры с контрагентами имеют реальную деловую цель. Поэтому задекларированные им налоговые вычеты по НДС и расходы по налогу на прибыль являются результатом фактической экономической деятельности.
Суды трех инстанций отказали компании в удовлетворении требований. Они признали правомерными выводы налогового органа о получении организацией необоснованной налоговой выгоды. Суды указали, что ни один из спорных контрагентов не обладал каким-либо имуществом (собственными или арендованными транспортными средствами, складскими помещениями) и трудовыми ресурсами. Банковские выписки по их счетам свидетельствуют о транзитном характере движения денежных средств и отсутствии платежей, характерных организациям, ведущим реальную предпринимательскую деятельность. Кроме того, доказательства реальной доставки (транспортировки) товара от поставщиков налогоплательщику при участии контрагентов не были представлены.