Санитарно-эпидемиологическая служба была образована на базе медицинской полиции в 1922 и просуществовала в этом виде до 2004 года. Как раз до того момента, когда все захотели быть надзорами, а приставка «Рос» в начале аббревиатуры сулила большие перспективы и высокий статус.
В девяностые годы, после появления частного бизнеса и прежде всего торговли, контроль над выполнением санитарных норм новыми субъектами возложили на СЭС. Очень скоро руководители этих управлений стали обеспеченными и влиятельными людьми, а на предпринимателей, как снежный ком, повалились различные, не имеющие отношения к реальной санитарной безопасности, согласования и проверки. Как эксперт по потребительскому рынку, хорошо помню, как мы добивались тогда отмены согласования санитарных перечней и прочей ерунды. На тот момент СЭС еще оставалась структурой, основной целью которой, хоть и декларативно, была санитарно-эпидемиологическая безопасность страны, но приоритеты руководства уже вызывали большие сомнения. Дополнительно возложенная функция стала основной доминантой.
Вместе с СЭС в экономику страны вгрызалась тогда и Госторгинспекция. Поток жалоб от предпринимателей на действия этих структур, вынудил президента навести порядок в сфере потребительского рынка. Так на месте СЭС и Госторгинспекции, в 2004 году, появился уже известный всем, Роспотребнадзор. Сразу же были отменены согласования санитарных перечней, многие процессы для бизнеса стали носить уведомительный характер, было видно, что власть наверху заинтересована в хорошем экономическом климате и борьбе с коррупцией. И все бы хорошо, но меня еще тогда насторожило исчезновение санитарно-эпидемиологической службы, как отдельной единицы. Название Роспотребнадзор, очень четко очерчивает узкое направление деятельности. Надеяться оставалось на то, что во главе службы стоит по-прежнему главный санитарный врач, здания в которых работали люди остались прежними, изменились только вывески и полномочия.
Но вот пришла пандемия, и настало время посмотреть, как с учетом общемирового прогресса Роспотребнадзор подготовился к этому событию. Давайте посмотрим, что было сделано или что осталось от СЭС в новой структуре.
Сегодня СЭС представлена двумя отдельными управлениями центрального аппарата Роспотребнадзора. Это управление санитарного надзора и управление эпидемиологического надзора, которые затерялись среди многочисленных управлений, среди которых есть даже «управление инвестиционного развития и управления госимуществом» (да, управление по управлению). Среди всех этих управлений, пресс-служб, руководств, от одних названий которых хочется схватиться за голову, нет никого, кто бы отвечал только за сложившуюся эпидемиологическую ситуацию.
Однако нельзя сказать, что не было сделано ничего. У Роспотребнадзора появился свой официально зарегистрированный флаг и эмблема.
По численности сотрудников (около 110 тысяч человек) ведомству удалось заткнуть за пояс штат бывшей СЭС. Специалисты имеют «классные чины» по группам соответствующие воинским званиям. Более того, была утверждена универсальная форменная одежда со знаками отличия и погонами.
При этом СМИ передают рекомендации МЧС о том, как не заразиться коронавирусом после выхода на улицу. Эти рекомендации в целом напоминают те, что были озвучены две недели назад за рубежом. И спасибо за эти рекомендации, потому что у нашего населения по-прежнему явный дефицит информации по данной теме. Вопрос только, почему МЧС? Где Роспотребнадзор? Где главный специалист по эпидемиям этого ведомства?
Еще страшнее, то, что до сих пор Роспотребнадзором не опубликованы Единые правила работы для каждой отрасли при пандемии. Это вызывает особые опасения на фоне того, что в некоторых регионах с 06.04.2020 начинают работать целые сферы малого бизнеса. Да есть какие-то рекомендации, но это всего лишь рекомендации. Неужели в Роспотребнадзоре считают, что супермаркеты, автосервисы, строительные компании и т.д., должны работать по тем же правилам, как в обычное время? Если эти правила существуют, почему никто о них не знает? Почему не определена ответственность за нарушение этих правил и нет ясности, кому можно сообщить о грубых нарушениях этих правил? Кто осуществляет контроль? И где та СЭС, к которой можно было адресовать эти вопросы?