На первый взгляд ЕГЭ и ОГЭ - одно и тоже, только один экзамен сдается после 9 класса, а второй - после 11 класса. Тот же набор тестовых заданий, бланки ответов, схожие правила сдачи и регламент работы комиссии. Даже по одному предмету темы зачастую одни и те же. Тем не менее отличия есть. И их нужно учитывать, чтобы сделать подготовку результативнее и эффективнее.
И первое организационне отличие существенно влияет на то, получит ученик аттестат об основном или полном общем образовании или нет.
По закону, выпускник 9 класса должен сдать 2 обязательных экзамена (русский язык и математику) и 2 по выбору (остальные 12, в том числе химию, биологию, географию). Для получения аттестата об основной общем образовании нужно сдать все 4 экзамена на тройки, то есть на минимальные баллы. Поэтому предусмотрено 3 попытки сдачи ОГЭ в текущем учебном году: в основной период, резервный период (примерно через месяц) и в конце августа - начале сентября.
Другое дело - выпускник 11 класса. Им обязательно нужно сдать также 2 предмета (русский язык и математику базовую/профильную). Также выпускник 11 класса может выбрать дополнительные предметы для сдачи, если он хочет поступить в вуз, всего можно сдать за год 5 экзаменов, то есть 2 обязательных и до 3 дополнительных. Но он может не выбирать дополнительные экзамены или завалить выбранные, а аттестат все равно получит. Поэтому если Вы не собираетесь получать высшее образвание, то можно сдать только 2 экзамены и быть свободным. Попыток сдачи ЕГЭ в текущем учебном году - одна.
Теперь приступим к рассмотрению предметов
Химия
Рассмотрим таблицу по сравнению ОГЭ и ЕГЭ.
Сначала скажу по таблице. КИМ - это контролно-измеритеьные материалы, прое сказать текст самого теста с 1 и 2 частями. Максимальный балл - сколько можно набрать баллов, если сделать все задания правильно. Минимальный балл - это количсетво баллов, при которых засчитывается "3" в аттестат или сертификат ЕГЭ. Цена 1 ошибки показывает, как дорого обходится ошибка. В ОГЭ существенно дороже, но сами задания легче. Вреям на работу дано в минутах. Можно сдать досрочно, если уже всё решили, проверили, перенесли ответы в бланки, больше ничего существенно сделать не можете (или не знаете или все выполнили по своему максимуму)..
Надо сказать, что из всех трех "моих" предметов - ОГЭ по химии наиболее технологичен в плане подготовки. Там только 20% знаний, а все остальное - системно-деятельностный, то есть нужно уметь делать и знать алгоритмы выполнения заданий. Есть и темы, которые есть только в ОГЭ.
- Химический элемент и простое вещество - умение отличать одно от другого.
- Химическое загрязнение окружающей среды. Человек в мире веществ.
- Задача на массовую долю химического элемента в соединении.
- Задача по уравнению химической раекции, в которой участвуют растворы и указана/нужно определить массовую долю растворенного вещества в нем.
- Строение атомов химических элементов № 1 - 20.
- Мысленный и реальный эксперимент.
Первые 3 вида заданий встречаются только в ОГЭ. Задачи по химической реакции с участием растворов может встретися как часть комбинированной задачи 34 в составе КИМов ЕГЭ. Строение атомов химических элементов тоже входит в ЕГЭ, но добавляются электронные формулы и элеткронно-графические конфигурации элементов 1 - 4 периода, то есть с № 1 - 36.
Еще одно нововведение 2019 - 2020 учебного года - наличие мысленного и реального эксперимента - задания 23 и 24. В задании 23 дается вещество и еще 5 других. Нужно установить, с какими из этих 5 веществ может реагировать данное вещество. Написать уравнения этих ракций и указать признаки. А в задании 24 нужно получить набор реактивов из здания 23, продемонстрировать проверяющему лицу эксперимент с веществами и пробирками. Оценивается умение работать с лабораторным оборудованием, вещесвтами и техника безоасности. В задании 24 нет оцениваемых знаний. Но с помощью реального эксперимента можно проверить задание 23. Если у вас реально идут 2 указанные раекции и такие признаки, как написали , значит, все сделано верно. А если выяснится, что какая-то реакции не пошла или не то получилось, проведите еще одну. Наверняка при сомнениях есть третий вариант. А потом вернитесь в аудиторию и внесите исправления в задание 23. Сколько реакций можно испытвать в парвиах не указано.
В ЕГЭ значительно больше заданий, которых нет в ОГЭ. Это и понятно, все-таки ЕГЭ сдается за 11 классов, а не за 2.
- Органическая химия (классификация, строение, номенклатура, получение, физические и химические свойства, применение). В 2020 году в ОГЭ теперь нет заданий на тему "Основные сведенния об органических соединениях".
- Электролиз и гидролиз - 2 простые темы, но есть только в ЕГЭ.
- Скорость, равновесие реакций. Тоже несложные темы в ЕГЭ,
- Окислительно-восстановительная реакция (ОВР).
- Комбинированная задача.
- Задача на вывод молекулярной формулы и однозначное установление структуры органического соединения.
Существенен раздел "Органическая химия". 12 заданий в ЕГЭ содержат заданяи из этого раздела.
Задание на ОВР есть и в ОГЭ. Но если в ОГЭ нужно составить электронный баланс, расставить коэффициенты в уравнении и определить окислитель/восстановитель, то в ЕГЭ нужно еще подобрать вещества, способные вступать в такую раекцию и вывести продукты такой реакции. Это существенно усложняет задание, но есть лайфхаки как это упростить (это в другом материале).
Комбинированная задача - самое сложное задание. Во-первых, химическая реакция может быть не только из неорганчисекой, но и органической химии, там могут быть и случаи полного гидролиза и частичное разложение веществ и электролиз, и участие органическихх веществ. Во-вторых, непредсказуемая комбинация типов задач. В одной задаче будет не полное разложение, растворы с массовой долей растворенного вещества и избыток-недостаток. В другой полный гидролиз, выход продукта и задача на пластинку. Поскольку, здесь не может быть универсального алгоритма, необходимо научиться решать 10 основных типов задач, а дальще уже использовать их. Плюс к этмоу нужно научиться думать аналитически, чтобы выстроить план решения такой задачи.
А вот темы, которые есть и в ОГЭ, и в ЕГЭ. Соответственно, если ученик уже готовился к ОГЭ, то эти тмеы перекочевывают в ЕГЭ.
- Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
- Валентность и степень окисления.
- Химическая связь. Виды химических связей.
- Неорганическая химия (классификация, номенклатура, химические свойства простых вещств и неорганических соединений).
- Условия протекания химических реакций. Химическое уравнение.
- Теория электролитической диссоциации (ТЭД): положения, диссоциация электролитов, реакции ионного обмена (РИО).
- Качественные реакции на неорганические ионы и газы.
- Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.
Так что тем ученикам, которые собираются по окончанию сдавать ЕГЭ, советую уже в 9 классе сдавать этот предмет.
Биология
Для начала аналогичная таблица по биологии.
Какие же задания принципиальноприсуще только ОГЭ?
- Умение соотносить морфологические принаки определенных живых объектов с предложенной методикой.
- Умение работа с текстами биологического содержания.
- Умение раотать со статистическими данными (в табличном виде).
- Знать учёных-биологов и их научный вклад в биологию.
Как мы видим, довольно много в ОГЭ заданий на системно-деятельностный подход. То есть нужно просто научить делать такие заданя по образцу, алгоритму и все - "пятерка" вам обеспечена.
Посмотрим на ЕГЭ, что в нем уникальног по сравнению с ОГЭ.
- Эволюция живой природы (существенно функциональная тема в ЕГЭ).
- Экология.
- Биологические термины и понятия, их значения.
- Генетчиеская информация в клетки. Хромосомный набор.
- Метаболизм.
- Генетика с умением решать задачи.
- Селлекция и биотехнология.
- Задания по изображению биологического объекта.
- Задачи по цитологии.
Первые 2 темы просты, их нужно только изучить.
Биологические термины и понятия надо вписать в схему по смыслу.
По третьему обыгрывается диплоидный и гаплоидный хрмосомный набор, а также число аминокислот и нуклеотидов для кодрованя первых в белках.
Генетика - обширная тема. Особенностью задач по генетике в 2019 - 2020 учебном угоду является то, что теперь не указывается, какой из признаков доминантный, а какой рецессивный. Это нужно установить по задаче.
Как мы видим ЕГЭ по биологии значительно усложнился по сравнению с ОГЭ, в ней очень много терминов и понятий, огрмное количсетво фактов в добавок к системно-аналитичсекому мышлению, которое нужно еще сформировать.
В тоже время, выпускники ЕГЭ будут сильнее, чем их сверстники, если после 9 касса сдавать ОГЭ, так как есть темы общие и для того и для другого.
- Биология как наука (биологические науки, призанки живого, уровни организации живой материи).
- Клетка как биологическая система: постулаты клеточной теории Шванна-Шлейдена.
- Законы наследственнсти.
- Строение клетки. Митоз и мейоз.
- Организм как биологическая система.
- Многообразие организмов.
- Биология человека.
Совет 9-классникам, готовящему в будущем к сдаче ЕГЭ - обязатеьно выберите биологию в качестве экзамена виде ОГЭ, это существенно поможет вам при подготовке уже к ЕГЭ,
География
Таблица сравнения по географии выглядит так.
Таблица 3. Сравнение ОГЭ и ЕГЭ по географии в 2020 г.
Объективно, экзамен по географии самый легкий, причем как ОГЭ, так и ЕГЭ. Посмотрите, 30 заданий ОГЭ дают 31 балл, в то время как по химии 40 баллов. Да и по времени видно. На ОГЭ и ЕГЭ по географии отводится на пол-часа меньше времени, чем на ОГЭ и ЕГЭ химии/биологии.
Особенностью ОГЭ является возможность испоьзовать на экзамены атласы 7 - 9 класса. И это порясающая шпаргалка. Еще часть заданий рассчитаны на системно-деятелностный подход, то есть их нуж опросто научиться выполнять. Задания, где нужны занния - примерно 15%.
Я выписал номера заданий, на что нацелены задания КИМов при решении.
Задания с испольованием атласа: № 12, 3, 4, 7, 8, 14, 19, 24, 23, 25, 26 (всего 11 заданий).
Практико-ориентированные задания: № 5, 6, 9, 10, 11, 12, 16, 17, 18, 22, 23, (всего 11 заданий).
Задания, ориентирвоанные на знания: № 1, 15, 20, 21, 27, 28, 29, 30 (всего 8 заданий).
Как видите, можно подготовиться как минимум на "4" даже особо не зная предмета. Но правда есть и минус. Высокая цена ошибки. Во многих заданиях нужно выбрать 2-3 ответа, но засчитывается как 1 балл, если сделаны все ответы правильно. Если допущена хотя бы одна ошибка - 0.
С ЕГЭ все серьезней, но не сильно сложнее.
Атласов уже нет. Но в КИМАх есть 2 карты: карта мира и карта России, их хватает на ответы. И еще карыт, вставленные в сами задания. И по картам можно выполнить только 5 заданий (чуть ниже скажу отддельно). Появляются заданяи системно-аналитического уровня, то есть требуется думать, логчисеки обосновыват выбор, формулирвоат ответ. Больше стало заданий, где нужнопоказать знаний фактов по географии и терминологии. Также в ЕГЭ есть и задания системно-деятельностного подхода.
Таким образом, задания ЕГЭ по географии мжно разделить на 4 группы.
Задания с использованием гографических карт: 1, 5, 7, 17, 18 (5 заданий).
Практико-ориентированные задания: № 16, 20, 26, 27, 33, 34 (6 заданий).
Задания, ориентирвоанные на знания: № 3, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 19, 21, 23, 24, 25 (13 заданий).
Задания с использованием системно-аналитического подхода: № 2, 4, 6, 10, 15, 22, 28, 29, 30, 31, 32 (11 заданий).
Действительно, экзамен посилльнее будет по разнообразию заданий. Но при этом сами задания несложные.
Абсолютным лидером и в ЕГЭ и в ОГЭ является раздел "География России". Таких заданий боьше всего в КИМах и за них получается много баллов. В ЕГЭ к "Географии России" доавляестя еще раздел 2Мировая география" - в основном это курс социальной и экономичсеекой геграфии в 10 - 11 классах. Вот и весь экзамен.
Поздравляю! Теперь мы с вами ученые по отличиям и внутренним сходствам этих двух экзаменов. Учитывайте их в своей подготовке. Это позволит заниматься более эффективно и получить лучшие результаты. Понравилась статься - ставьте лайк.