Тюрьма - место заключения, которое ассоциируется у большинства только с преступностью и маргинальностью; место, которому не место в мыслях среднестатистическому человеку. Однако художников всегда привлекали мрачные и спорные сюжеты, которые всегда добавляли драматизма их творчеству.
Мы сделали для вас подборку изображений тюрьмы или тюремного заключения в живописи.
На этой работе Рембрандта изображен апостол Петр, заключенный в тюрьму в Иерусалиме. На картине сплошной мрак, лишь свет с неизвестным источником освещает фигуру апостола. Он спокоен и смиренен, хоть он не знает о своем будущем чудесном спасении. "Святой Петр в тюрьме" - пример мастера-портретиста Рембрандта, который при помощи светотени умел показать психологическую глубину своих персонажей.
Классика из коллекции Третьяковской галереи, известной нам с детства - княжна Тараканова кисти Константина Флавицкого в Петропавловской крепости.
Аллесандро Маньяско - итальянский представитель позднего барокко, который в качестве героев выбирал неоднозначных представителей общества: пьяницы, воры, попрошайки или инквизиторов. Как например в этой работе:
Винсент ван Гог после первого приступа душевной болезни в 1888 году находился в лечебнице с мая 1889 по май 1890 года. Там он не мог писать с натуры, поэтому он писал с гравюр и литографий, которые ему присылал брат Тео. Работу "Прогулка заключенных" Винсент ван Гог написал с гравюры Гюстава Доре "Острог", которая была иллюстрацией к книге "Лондон" Б. Жерральда. Доре изобразил "парад заключенных" во дворе Нью-гейтской тюрьмы, смысл которого заключался в том, чтобы сыщики могли запомнить лица преступников.
Кстати, "Парад заключенных" ван Гога является частью коллекции Пушкинского музея, и когда мы все выйдем из самоизоляции, можно насладиться ею в галерее западного искусства.
Другая работа на тюремную тему, находящаяся в коллекции Пушкинского музея, эта работа Франсуа Мариуса Гране. В качестве сюжета для работы он выбрал момент из жизни живописца Жака Стелла, которого ошибочно обвинили в преступлении и посадили в тюрьму. Однако написав портрет Богоматери на стене тюрьмы, он доказал свою истинную профессию и невиновность.
Испанец Франсиско Гойя, переживший на своем веку много потрясений, боялся также за свой рассудок. Он написал серию работ, вдохновленных посещением мест заключения для психически больных. Холодно-серые и тусклые цвета "Интерьера тюрьмы" создают ощущение чистилища на это картине:
А вот художник Эгон Шиле не понаслышке знал об интерьерах тюрьмы. В апреле 1912 году его обвинили в похищении человека, в совращении несовершеннолетних и показа порнографических материалов несовершеннолетним из-за чересчур откровенных работ художника. В итоге он отсидел всего лишь 24 дня в тюрьме, интерьер которой он набросал в своих эскизах. Во время своего пребывания там его возлюбленная Валли (о которой мы писали здесь) носила ему еду, в том числе и апельсины, которые он считал единственным источником света в камере.
Один из крупнейших художников современности Герхард Рихтер в 1988 году создал серию из 15 работ, названная "18 октября 1977" или "Цикл Баадера-Майнхоф". Оба названия ссылаются на немецкую леворадикальную террористическую организацию - RAF (Rote Armee Fraktion), "Фракция Красной Армии". Ее основателями были Андреас Баадер и Ульрике Майнхоф.
18 октября 1977 года Баадер и другие участники Ян-Карл Распе и Гундрун Энслин были обнаружены мертвыми в штутгартской тюрьме Штаммхайм, где они отбывали срок за убийства и террористическую деятельность. За полтора года до этого Ульрику Майнхоф нашли мертвой до того, как ее приговорили к пожизненному заключению. По официальной версии Баадер и Распе застрелились, а Энслин и Майнхоф повесились. Однако многие историки сомневаются в официальной версии группового суицида.
Герхард Рихтер знаменит своими реалистическими работами, написанных с фотографий. Серия "18 октября 1977" тоже написана на основе черно-белых фотографий мертвых тел террористов на тюремном полу. На первый взгляд кажется, что тела выглядят очень реалистично, и зрителю все достаточно видно, однако в типичном рихтеровской манере контуры форм смазаны, картины кажутся "расфокусированными". Объект вроде и виден, но при этом он скрыт. Исторические факты и документальные фотографии вроде всегда четкие неоспоримые, но они не всегда полностью отражают реальность.
Если вам понравилась эта статья, не забудьте нажать на "палец вверх" :)