Найти тему
BIS ART GALLERY

Как выглядела тюрьма в разные эпохи? Рассмотрим на примере живописи

Тюрьма - место заключения, которое ассоциируется у большинства только с преступностью и маргинальностью; место, которому не место в мыслях среднестатистическому человеку. Однако художников всегда привлекали мрачные и спорные сюжеты, которые всегда добавляли драматизма их творчеству.

Мы сделали для вас подборку изображений тюрьмы или тюремного заключения в живописи.

На этой работе Рембрандта изображен апостол Петр, заключенный в тюрьму в Иерусалиме. На картине сплошной мрак, лишь свет с неизвестным источником освещает фигуру апостола. Он спокоен и смиренен, хоть он не знает о своем будущем чудесном спасении. "Святой Петр в тюрьме" - пример мастера-портретиста Рембрандта, который при помощи светотени умел показать психологическую глубину своих персонажей.

Рембрандт Харменс ван Рейн, "Святой Петр в тюрьме", 1631, дерево, масло, Музей искусств Иерусалим, 60х47
Рембрандт Харменс ван Рейн, "Святой Петр в тюрьме", 1631, дерево, масло, Музей искусств Иерусалим, 60х47

Классика из коллекции Третьяковской галереи, известной нам с детства - княжна Тараканова кисти Константина Флавицкого в Петропавловской крепости.

Константин Флавицкий, "Княжна Тараканова", 1864, холст, масло. 245 × 187 см
Константин Флавицкий, "Княжна Тараканова", 1864, холст, масло. 245 × 187 см
Уильям Хогар, "Карьера мота: Тюрьма ", 1733, холст, масло, 62,5х75
Уильям Хогар, "Карьера мота: Тюрьма ", 1733, холст, масло, 62,5х75

Аллесандро Маньяско - итальянский представитель позднего барокко, который в качестве героев выбирал неоднозначных представителей общества: пьяницы, воры, попрошайки или инквизиторов. Как например в этой работе:

Алессандро Маньяско, "Допрос с пытками в тюрьме инквизиции", 1710-е, холст, масло, 44х82.
Алессандро Маньяско, "Допрос с пытками в тюрьме инквизиции", 1710-е, холст, масло, 44х82.

Винсент ван Гог после первого приступа душевной болезни в 1888 году находился в лечебнице с мая 1889 по май 1890 года. Там он не мог писать с натуры, поэтому он писал с гравюр и литографий, которые ему присылал брат Тео. Работу "Прогулка заключенных" Винсент ван Гог написал с гравюры Гюстава Доре "Острог", которая была иллюстрацией к книге "Лондон" Б. Жерральда. Доре изобразил "парад заключенных" во дворе Нью-гейтской тюрьмы, смысл которого заключался в том, чтобы сыщики могли запомнить лица преступников.

Кстати, "Парад заключенных" ван Гога является частью коллекции Пушкинского музея, и когда мы все выйдем из самоизоляции, можно насладиться ею в галерее западного искусства.

Гравюра Гюстава Доре, "Острог", 1782
Гравюра Гюстава Доре, "Острог", 1782
Винсент ван Гог, "Прогулка заключённых", 1890, холст, масло. 80 × 64 см
Винсент ван Гог, "Прогулка заключённых", 1890, холст, масло. 80 × 64 см

Другая работа на тюремную тему, находящаяся в коллекции Пушкинского музея, эта работа Франсуа Мариуса Гране. В качестве сюжета для работы он выбрал момент из жизни живописца Жака Стелла, которого ошибочно обвинили в преступлении и посадили в тюрьму. Однако написав портрет Богоматери на стене тюрьмы, он доказал свою истинную профессию и невиновность.

Франсуа Мариус Гране, "Живописец Жак Стелла в тюрьме", 1810, холст, масло
Франсуа Мариус Гране, "Живописец Жак Стелла в тюрьме", 1810, холст, масло

Испанец Франсиско Гойя, переживший на своем веку много потрясений, боялся также за свой рассудок. Он написал серию работ, вдохновленных посещением мест заключения для психически больных. Холодно-серые и тусклые цвета "Интерьера тюрьмы" создают ощущение чистилища на это картине:

Франсиско Гойя, "Интерьер тюрьмы", 1793-94, холст, масло, 42,9х31
Франсиско Гойя, "Интерьер тюрьмы", 1793-94, холст, масло, 42,9х31

А вот художник Эгон Шиле не понаслышке знал об интерьерах тюрьмы. В апреле 1912 году его обвинили в похищении человека, в совращении несовершеннолетних и показа порнографических материалов несовершеннолетним из-за чересчур откровенных работ художника. В итоге он отсидел всего лишь 24 дня в тюрьме, интерьер которой он набросал в своих эскизах. Во время своего пребывания там его возлюбленная Валли (о которой мы писали здесь) носила ему еду, в том числе и апельсины, которые он считал единственным источником света в камере.

Эгон Шиле, "Единственный апельсин был единственным светом", 1912, бумага, карандаш, акварель, гуашь.
Эгон Шиле, "Единственный апельсин был единственным светом", 1912, бумага, карандаш, акварель, гуашь.

Один из крупнейших художников современности Герхард Рихтер в 1988 году создал серию из 15 работ, названная "18 октября 1977" или "Цикл Баадера-Майнхоф". Оба названия ссылаются на немецкую леворадикальную террористическую организацию - RAF (Rote Armee Fraktion), "Фракция Красной Армии". Ее основателями были Андреас Баадер и Ульрике Майнхоф.

18 октября 1977 года Баадер и другие участники Ян-Карл Распе и Гундрун Энслин были обнаружены мертвыми в штутгартской тюрьме Штаммхайм, где они отбывали срок за убийства и террористическую деятельность. За полтора года до этого Ульрику Майнхоф нашли мертвой до того, как ее приговорили к пожизненному заключению. По официальной версии Баадер и Распе застрелились, а Энслин и Майнхоф повесились. Однако многие историки сомневаются в официальной версии группового суицида.

Герхард Рихтер знаменит своими реалистическими работами, написанных с фотографий. Серия "18 октября 1977" тоже написана на основе черно-белых фотографий мертвых тел террористов на тюремном полу. На первый взгляд кажется, что тела выглядят очень реалистично, и зрителю все достаточно видно, однако в типичном рихтеровской манере контуры форм смазаны, картины кажутся "расфокусированными". Объект вроде и виден, но при этом он скрыт. Исторические факты и документальные фотографии вроде всегда четкие неоспоримые, но они не всегда полностью отражают реальность.

Герхард Рихтер, "Мертвая", 1988, холст, масло, 62х67
Герхард Рихтер, "Мертвая", 1988, холст, масло, 62х67
Герхард Рихтер, "Застреленный", 1988, холст, масло, 100х140
Герхард Рихтер, "Застреленный", 1988, холст, масло, 100х140
Герхард Рихтер, "Повешанная", 1988, холст, масло, 200х140
Герхард Рихтер, "Повешанная", 1988, холст, масло, 200х140

Если вам понравилась эта статья, не забудьте нажать на "палец вверх" :)