Наверняка вы где-то уже слышали об этом - ученые доказали, что древнегреческая и римская скульптуры были выполнены "в цвете",в том числе успешно восстановлены рисунки орнамента, точные пигменты, и даже смоделирован первозданный облик.
Немного пестро для нас? Пожалуй, это уже не тот привычный строгий мрамор, не так ли?
Множество выставок пытаются популяризировать естественный вид скульптуры, однако для нашего глаза - это до сих пор размалеванный кич.
Как же так вышло?
Все началось с Винкельмана - влиятельного критика 18 вв, который провозгласил античный мир прекрасным в свое белизне. Народ, как водится, прислушался и возжелал проникнуться всем прекрасным, что есть на свете.
В 19 веке начинают исчезать последние цвета античности, которые чудом сохранялись: многие были стерты европейцами, которые хотели для себя "идеально белую" скульптуру (ну, потому что модно! Прямые волосы - закрутить, вьющиеся - распрямить. Окрашенные древние статуи - отмыть!).
Такой культ неокрашенной скульптуры продолжал проникать в Европу, подкрепляя уравнение белизны с красотой. Быть прозрачно-белой пристало не только отмытым шедеврам древности, барышни пили уксус и засыпали лицо белилами.
В Германии Гете заявил, что "дикие народы, необразованные люди и дети имеют большое пристрастие к ярким цветам". Он также отметил, что "утонченные люди избегают ярких цветов в своей одежде и окружающих их предметах.”
Наше понимание античных скульптур как "слишком пестрых" исходит именно из искусственных идеалов искусств и, к сожалению, очень сложно начать смотреть на научно-точные реконструкции не как на кич.
Но тут важна "насмотренность" глаза. Со временем, ты начинаешь вдохновляться яркими образами ничуть не меньше, чем холодным белым камнем.
Исключительно ради "окультуривания" глаза, предлагаю вам несколько фотографий проекта Цветные Боги - обязательно посетите их сайт, очень увлекает.
На этих фото можно разглядеть не только изначальный орнамент, но и цвета.
Читайте также