Тема приобрела особую остроту при переводе школьников на онлайн обучение в период карантина на фоне коронавируса, поскольку многие матери и отцы ранее ограничивали ребенку и пользование телефоном, и доступ к соцсетям, и к Интернету в целом. Дети постарше задают логичный вопрос о правомерности действий своих родителей, уже осознавая, что их права и интересы обеспечены и защищены Конституцией и Семейным Кодексом.
По Семейному Кодексу ребенком считается не достигший возраста 18-ти лет (то есть совершеннолетия), и не имеет значения рожден в браке или вне брака. Согласно Семейного Кодекса у каждого ребенка есть право на заботу родителей, на воспитание родителями, образование, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, а также – на уважение собственного человеческого достоинства.
Кроме того, по статье 56 Семейного Кодекса ребенок имеет право на защиту личных прав и законных интересов, при этом защита прав и интересов ребенка ложится на родителей (опекунов), а только в отдельных случаях на госорганы опеки, прокуратуры. Дети могут выражать собственное мнение при решении семьей любых тем, которые касаются их интересов (ст. 57 Семейного Кодекса).
И Конституция, и Семейный Кодекс устанавливают: забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. То есть родители ответственны за воспитание и развитие детей всестороннего плана:
- физическое;
- психическое;
- духовное;
- нравственное.
Родители также наделены преимуществом в обучении и воспитании ребенка, но должны обеспечить, чтобы ребенок получил общее образование. При этом они вправе выбирать учебно-образовательное учреждение, форму обучения с учетом мнения самого школьника.
Статья 65 Семейного Кодекса определяет: граждане свои родительские права не могут реализовывать в противоречии с интересами ребенка. Обеспечение интересов детей должно становиться основной родительской заботой, исключая при этом нанесение вреда физическому и психическому состоянию ребенка, попранию нравственных устоев. Воспитание не должно допускать не только жесткость, оскорбление, но и пренебрежительность по отношению к детям. Воспитательные и образовательные же вопросы родителям следует решать по взаимной согласованности меж собой, учитывая мнение детей.
Говоря предметно об пользовании информационной сетью Интернет, родитель не только вправе, но и должен ограничить ребенка от его информационно-психологического влияния, иначе это может расцениваться ненадлежащим исполнением материнских и отцовских обязанностей.
Вместе с тем, действующие правовые нормы жестко не регламентируют время пользования телефон (речь идет не о рекомендациях медиков, а законодательных установках). Поэтому родители иной раз излишне загоняют ребенка в определенные рамки, ограничивая тем самым право на получение нужной для образования информации.
Если ученик сам обратиться с жалобой или за помощью к учителям, тогда уже представители учебно-образовательного заведения предупредят родителя об ответственности за ограничение доступа к образованию по ст.5.35 КоАП.