Найти тему
Ваш правовой рулевой

Законность ограничения родителями доступа детей к Интернету

Насколько правомерно ограничение родителями провождения времени детей в Интернете?
Насколько правомерно ограничение родителями провождения времени детей в Интернете?

Тема приобрела особую остроту при переводе школьников на онлайн обучение в период карантина на фоне коронавируса, поскольку многие матери и отцы ранее ограничивали ребенку и пользование телефоном, и доступ к соцсетям, и к Интернету в целом. Дети постарше задают логичный вопрос о правомерности действий своих родителей, уже осознавая, что их права и интересы обеспечены и защищены Конституцией и Семейным Кодексом.

По Семейному Кодексу ребенком считается не достигший возраста 18-ти лет (то есть совершеннолетия), и не имеет значения рожден в браке или вне брака. Согласно Семейного Кодекса у каждого ребенка есть право на заботу родителей, на воспитание родителями, образование, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, а также – на уважение собственного человеческого достоинства.

Родителям необходимо найти разумный баланс пользования Интернетом
Родителям необходимо найти разумный баланс пользования Интернетом

Кроме того, по статье 56 Семейного Кодекса ребенок имеет право на защиту личных прав и законных интересов, при этом защита прав и интересов ребенка ложится на родителей (опекунов), а только в отдельных случаях на госорганы опеки, прокуратуры. Дети могут выражать собственное мнение при решении семьей любых тем, которые касаются их интересов (ст. 57 Семейного Кодекса).

И Конституция, и Семейный Кодекс устанавливают: забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. То есть родители ответственны за воспитание и развитие детей всестороннего плана:

  • физическое;
  • психическое;
  • духовное;
  • нравственное.

Родители также наделены преимуществом в обучении и воспитании ребенка, но должны обеспечить, чтобы ребенок получил общее образование. При этом они вправе выбирать учебно-образовательное учреждение, форму обучения с учетом мнения самого школьника.

Интернет: опасный и полезный
Интернет: опасный и полезный

Статья 65 Семейного Кодекса определяет: граждане свои родительские права не могут реализовывать в противоречии с интересами ребенка. Обеспечение интересов детей должно становиться основной родительской заботой, исключая при этом нанесение вреда физическому и психическому состоянию ребенка, попранию нравственных устоев. Воспитание не должно допускать не только жесткость, оскорбление, но и пренебрежительность по отношению к детям. Воспитательные и образовательные же вопросы родителям следует решать по взаимной согласованности меж собой, учитывая мнение детей.

Говоря предметно об пользовании информационной сетью Интернет, родитель не только вправе, но и должен ограничить ребенка от его информационно-психологического влияния, иначе это может расцениваться ненадлежащим исполнением материнских и отцовских обязанностей.

Вместе с тем, действующие правовые нормы жестко не регламентируют время пользования телефон (речь идет не о рекомендациях медиков, а законодательных установках). Поэтому родители иной раз излишне загоняют ребенка в определенные рамки, ограничивая тем самым право на получение нужной для образования информации.

Если ученик сам обратиться с жалобой или за помощью к учителям, тогда уже представители учебно-образовательного заведения предупредят родителя об ответственности за ограничение доступа к образованию по ст.5.35 КоАП.