Найти в Дзене

Треугольник Карпмана в созависимых отношениях

Драматический треугольник Карпмана. 

На каждом углу этого треугольника находятся роли, исполняемые участниками взаимоотношений: Спасателя, Преследователя, Жертвы. В кризисных ситуациях треугольник приходит в активное движение, и участники начинают менятмч ролями. 

Созависимые берут на себя ответственность за зависимых близких, и, при этом, они совершенно безответственны в отношении собственного благополучия.

Решение постоянно чужих проблем дает уникальную возможность в реализации невротических потребностей в любви, постоянном контроле и доминировании одновременно. Удовлетворяя эти потребности, «спасатели» совсем не замечают, что при этом лишают других людей веры в свои силы, грубо попирают их психологические границы, навязывают им свою систему ценностей и таким образом делают их зависимыми. 

Сдвиг ролей в треугольнике сопровождается изменением эмоций, причем довольно активных Время пребывания созависимого человека в одной роли может длиться от нескольких секунд до нескольких лет; за один день можно тысячу раз побывать то в роли спасателя, то в роли преследователя, то в роли жертвы. 

Созависимость колеблется в своей интенсивности, могут наступать периоды ремиссиии и срывы,а иногда это происходит параллельно с чередованием обострений и ремиссий значимого мужчины , иногда – нет, но обострение течения алкоголизма, как правило, приводит к обострению созависимости. 

Попробуем разобрать каждую роль по порядку. «Спасательство» означает деструктивную форму помощи, когда для другого делают нечто такое, что он сам в состоянии сделать для себя Э. Фромм (2001) такую форму поведения называет «невротическим «альтруизмом», замечая, что при этом «альтруизм» не только не воспринимается как нечто деструктивное, но часто ощущается как искупающая черта характера, заслуживающая того, чтобы ею гордиться. «Такому «альтруисту» для себя ничего не нужно; он живет только для других и очень сильно гордится тем, что считает себя не заслуживающим внимания». На самом же деле, совершая все свои благодеяния, Спасатель преследует совершенно иную цель, часто сам того не осознавая. Его цель – стоять «над», контролировать, манипулировать, управлять. Мы считаем, что «Спасательство» - есть ни что иное, как социально приемлемый способ контроля, который, к сожалению, постулируется в нашей культуре как высший акт самоотдачи и самопожертвования. Спасая, такой человек «убивает трех зайцев сразу»: он удовлетворяет свои невротические потребности в любви, доминировании и контроле. При этом, спасая, такой человек ставит под сомнение способность других людей самим позаботиться о себе, грубо нарушает их психологические границы, попирают их систему ценностей, навязывая свою и, в конечном итоге, делает их зависимыми. Если смотреть с позиций транзактного анализа, «Спасательство» - это нездоровые отношения, действующие по типу Родитель – Ребенок. «Спасателям» нужны несчастные и беспомощные люди, и это одна из причин, почему их партнерами зачастую становятся люди, зависимые от алкоголя и наркотиков, так как они наилучшим образом подходят для этой роли. 

Следующая роль в треугольнике «спасательства» – «Жертва». Она беспомощна, несчастна и лишена желания стать успешной; нуждается в ком-то, кто будет ее спасать и защищать; всем своим поведением транслирует эту потребность. Все эти качества позволяют ей с успехом переложить ответственность на «Спасателя». Именно роль «Жертвы» приводит в движение механизм карусели, поскольку, если бы ее не было, то некого было бы спасать. Эти свойства лежат в основе того, что «Спасатель», сделав нечто такое, что он на самом деле не хотел делать и, что не входило в его ответственность, пренебрегая при этом своими нуждами и потребностями, начинает испытывать негодование и праведный гнев. Кроме того, «Жертва», с точки зрения «Спасателя», начинает вести себя совсем не так, как ей следовало бы: она оказывается совершенно неблагодарной за оказанную ей помощь. Таким образом, «Спасатель» начинает двигаться к следующему углу треугольника – он занимает позицию «Преследователя». 

👉🏻Итак, «Преследователь» переполнен праведным гневом; обвиняет, критикует; поступает неоправданно жестоко; пользуется психологическими механизмами защиты вместо искренности, так как всегда ожидает нападения. Наказанный «спасаемый» становится еще более несчастным, чем прежде. Однако далее события развиваются следующим образом: «Жертва» реагируют на гнев; часто это происходит по тому, что помощь «Спасателя» прямо или косвенно указывает ей, насколько она является неспособной и бесполезной. Теперь очередь жертвы занять место на углу «Преследователя». На этом витке отношений «Спасатель», насытившись праведным гневом, превращается в «Жертву». Это неизбежный результат «спасательства». Однако, «Спасатель» всегда будет находиться в позиции «над» «спасаемым», даже, когда находится в позиции «Жертвы», поскольку в этот момент он чувствует в себе благородство и альтруизм. В действительности «Спасатель» не хочет позволить «спасаемому» стать по настоящему независимым и успешным, поскольку беспомощность Другого наполняет смыслом жизнь «Спасателя». 

Именно по этой схеме выстраиваются взаимоотношения между женой и мужем-алкоголиком, родителями и химически зависимыми детьми, безответственными по отношению к своим детям взрослыми и работниками социальных служб и т.д. Сущность «спасательства» - разрушение. Спасение и забота не являются актами любви. Драматический треугольник – это треугольник ненависти. Он пестует и поддерживает ненависть к себе, он мешает свободному проявлению наших чувств к другим людям. 

Артемцева Н.Г.,Феномен