В фондах Музея истории религии хранится уникальное собрание старообрядческого рисованного лубка XVIII-XIX вв. Второе распространенное его название - настенные картинки, так как обычно их вешали на стенах в домах и молельнях. Своим происхождением рисованный лубок обязан известному центру старообрядчества на Русском Севере – поморскому Выговскому общежительству. Именно там во второй половине XVIII века появилось эта разновидность народного изобразительного примитива.
Рисованный лубок не знал ни тиража, ни печати – он целиком исполнялся от руки. Нанесение рисунка, его раскраска жидкой темперой, написание заглавий и пояснительных текстов – все производилось самим художником. Поэтому, несмотря на схожесть сюжетов, нет ни одного лубка в точности повторяющего другой – всегда есть какие-то детали композиции, раскраски, делающие его индивидуальным произведением.
Тематика рисованных картинок весьма разнообразна. На некоторых из них мы видим необычные, символические образы, позаимствованные мастерами из различных литературных источников или народного фольклора. К числу часто воссоздаваемых авторами старообрядческих лубочных картинок относится сюжет «Душа чистая», позаимствованный из Синодика XVII века.
Лубок призван подчеркнуть значение основных христианских добродетелей – молитвы, поста, смирения и доброты, носителем которых выступает «душа чистая», изображенная в образе молодой девушки с крыльями за спиной. У ног её лежат укрощенный лев – символ гнева, крылатый змий – символ греха и поверженный дьявол – символ зла. В руке «душа чистая» держит сосуд, из которого льются слёзы, заливающие адское пламя. Ад изображен в виде чаши с огнем, стоящей на хвосте у дьявола, который изображен вниз головой. Смысл данного изображения раскрывается в помещенном на лубке тексте, в котором говорится, что «душа чистая» «постом льва связа, смирением змия укроти, слезами пламень огненный погаси. Дьявол паде на землю яко кот, не моги терпети доброты ея».
Излюбленным сюжетом авторов лубочных картинок являлся мотив «древа жизни», которое обычно трактовалось как «райское дерево». Известно, что в славянской народной традиции, хранителями которой являлись старообрядцы, «райское дерево» выступает как вариант мирового древа, соединяющего в себе черты и «древа жизни» и «древа познания добра и зла». Символическое изображение «райского дерева» мы можем видеть, в частности, на лубке «Древо полезные советы».
На рисунке изображено стилизованное дерево, ствол и ветви которого образованы из медальонных картушей разнообразной формы – круглых, сердцевидных, четырехугольных, овальных и т.д. Картуши соединены между собой цветами и вазонами. В них помещены изречения религиозно-назидательного характера.
Еще один вариант символического изображения «древа жизни» представлен на лубках «Древо разума» и «Алфавит духовный».
Следует отметить, что особая любовь к цветущему и плодоносящему дереву, символу красоты природы, идет у старообрядческих художников не только от библейской книжной традиции, но и от древнего фольклорного представления. Старообрядческие мастера Поморья и других центров были самым тесным образом связаны с крестьянской культурой и традициями, благодаря которым рисованный лубок обогатился многими образами, жившими в народном сознании. Изображения больших цветов, бутонов, плодов, птиц, которые мы видим на многих листах, являются отражением поэтического крестьянского мироощущения и представляют собой не столько орнаментальные мотивы, сколько символы цветущей природы.
P.s. Лайки приветствуются! Помните, что когда вы ставите лайк, где-то улыбается музейный smm-щик)