Думаю многие догадаются или вспомнят что-то из истории и поймут, что первый такой прибор был изобретен в Древней Греции. Первое подробное описание одометра можно встретить в труде Герона Александрийского "О диоптрах". Герон вообще славен своими механическими изобретениями, в число которых входит и прообраз реактивного парового двигателя (шар Герона), и механические поющие птички, и действительно практически нужные вещи.
Какое значение придавал своему изобретению сам ученый: "при помощи одометра мы можем измерять пройденные на земле расстояния без землемерной цепи или шеста. Напротив, сидя с удобством в телеге, мы по вращению колеса можем измерить остающиеся за нами расстояния.
Прибор бул устроен следующим образом. Ящик, на дне которого установлено колесо с 8 зубьями. Это колесо вращалось параллельно дну ящика. На ступице большого колеса установлен стержень, цепляющий снизу зубцы 8-зубчатой шестерни. При одном обороте большого колеса этот шпенек двигает один из 8 зубцов. Один оборот - один зуб.
На оси горизонтального колеса установлен бесконечный винт, зацепляющийся за вертикальное колесо, на его оси еще один бесконечный винт, цепляющий второе горизонтальное колесо и так далее. Чем больше таких передач установить в ящик, тем большее расстояние можно измерить.
Как считалось расстояние. Большое колесо телеги совершает один оборот, стержень толкает один из 8 зубцов. Пусть ближайшая шестерня имеет 30 зубьев, тогда она повернется на один оборот за 8*30 = 240 оборотов тележного колеса. Если следующая шестерня имеет тоже 30 зубьев, то она сделает один оборот уже за 240*30=7200 оборотов тележного колеса.
Допустим окружность колеса телеги равна 10 футов (1 фут примерно 34 см), тгда в итоге будет 7200*10 = 72 000 футов, что примерно 13,64 мили. Чем больше передаточных шестерней, тем больше расстояние.
Чтобы можно было сразу увидеть число оборотов, оси выводились на механизмы со стрелками, которые двигались по кругу с делениями. И по ним можно было сразу сосчитать путь. Не путайте с прибором, в котором падали камушки. Это уже римский рестайлинг инженера Витрувия.