Когда в 1854 году Сара Льюис вылила в раковину воду, оставшуюся после стирки белья дочери, она даже не предполагала, что положила начало эпидемии холеры. Хворь распространилась с Брод-стрит и пронеслась по Лондону с разрушительной скоростью, а противостоял ей лишь один человек, осмелившийся бросить вызов смертельной болезни – Джон Сноу.
Холера атаковала Великобританию волнами, начиная с 1831 года. В 1849 году Джон Сноу опубликовал свою статью «О способах распространения холеры». Его гипотеза и собранные данные показали, что источником заражения являются загрязненные источники питьевой воды, а вовсе не «грязный воздух». Но обо всем по порядку.
Ранее мы писали: «Великое зловоние» – как Лондон утонул в нечистотах.
Почему в XIX веке возникали вспышки холеры
Жизнь с такой болезнью как холера в Британии времен 19-го века была очень сложна. Хотя промышленная революция уже дошла до небольших городов, она не могла обеспечить удовлетворительные жилищные условия для большей части населения.
Тысячи людей жили в грязи и нищете, что позволяло болезни легко распространяться.
Канализационная же система, которая должна была заменить вонючие выгребные ямы, еще только находилась в стадии проекта.
Иногда подобные ямы располагались крайне близко к источникам питьевой воды. Если добавить сюда и тот факт, что большая часть нечистот, включая отходы скотобоен, напрямую сливалась в Темзу, то становится понятно, почему холера так быстро поразила столицу Англии.
Вас заинтересует: Самая грязная работа в мире – чистильщик лондонской канализации.
Вспышка холеры на Брод-стрит
Историкам почти ничего не известно о Саре Льюис, за исключением того, что у нее был младенец – маленькая дочь, страдающая от холеры.
Приблизительно 29 августа 1854 года, в окрестностях лондонского густонаселенного района Сохо, Сара постирала подгузники своей дочери и вылила воду в раковину, сток которой попадал в выгребную яму под домом.
Всего через несколько дней десятки и, в конечном итоге, сотни людей, проживающих на той же улице, стали страдать от тяжелейших симптомов уже известной болезни.
Годом ранее холера унесла более 100 тысяч жизней в Лондоне и Ньюкасле. И теперь, в разгар лета, здесь вновь вспыхивает страшная эпидемия.
Доктор Джон Сноу с профессиональным интересом следил за распространяющейся эпидемией и собирался остановить ее любой ценой, но не знал как. Тогда он верно предположил, что причиной может быть питьевая вода.
В это время врачи придерживались «теории миазмов» и считали, что причиной болезни является загрязненный воздух. Однако Сноу эту версию отвергал.
Всего за три дня от холеры пострадали сотни людей, проживающие в Сохо, а тысячи бежали, что привело к вспышкам холеры и в других уголках Лондона.
Чтобы выяснить, какие из многочисленных колодцев района Сохо были источником смертельной инфекции, Сноу должен был опросить всех больных и выяснить, откуда они пили воду.
Настоящей загадкой для расследования стал тот факт, что на местной пивоварне не было зарегистрировано ни единого случая холеры.
После продолжительного расследования он обнаружил, что 630 инфицированных забирали воду из колодца, который, как оказалось впоследствии, был вырыт менее чем в метре от канализационной ямы на Брод-стрит.
Сноу пришлось действовать быстро и представить результаты своего расследования в соответствующие органы. Несмотря на их недоверие, ученому в конце концов удалось убедить чиновников снять ручку с колодезного насоса, чтобы никто другой не мог брать воду.
Что же касается феномена пивоварни, расположенной в Сохо, то он объяснился довольно просто. Дело в том, что ее работники все время пили исключительно пиво, хотя и брали воду из тех же источников, что и все остальные.
Термическая обработка жидкости уничтожала болезнетворные бактерии, что предотвращало заражение холерой.
Читайте также: Откуда моряки прошлого брали пресную воду.
Какую роль сыграло расследование Джона Сноу
В скором времени эпидемия в Сохо прекратилась. Обнаружение того, что загрязненная питьевая вода может распространять опасное заболевание, сильно подтолкнуло мировую медицину вперед.
Однако реального прогресса в вопросах борьбы с холерой Британия добилась лишь спустя год, после строительства полноценной канализационной системы.
На время ее проектирования и строительства Сноу посоветовал властям перекачивать воду из реки за городом, чтобы предотвратить будущие вспышки.
Теория Джона Сноу официально была подтверждена и принята лишь через 20 лет, однако сам ученый этого момента, к сожалению, не застал. Что же касается знаменитой колонки, то она сохранилась до наших дней, став памятником одному из важнейших эпидемиологических открытий.
Оставляйте свои комментарии и подписывайтесь на наш канал! Больше материалов ищите на нашем сайте «На Глубине | On The Deep». Также вы можете следить за обновлениями в наших группах Вконтакте, Twitter и Facebook.