От такого никто из нас не застрахован. Как-то летом во время сильной грозы на автомобиль моей знакомой упала небольшая ветка берёзы. Был поврежден капот. Но лакокрасочное покрытие оказалось целым, и нам пришла идея обратиться к мастеру, который делает ремонт кузова без покраски.
Вся операция по восстановлению капота заняла около 4 часов. Я при этом присутствовал и поснимал всю процедуру, так как никогда раньше не сталкивался с этой технологией. Профессионалы называют её PDR, то есть Paintless Dent Repair.
Интересно? Тогда вперёд.
Первым делом с помощью специальных телескопических подпорок и крючка с веревкой капот жестко фиксируется в открытом положении. Так же выставляется выносной свет. Прямо как в фотостудии.
Оцениваем ущерб, нанесённый треклятой берёзой.
За работу берется Александр. Сначала, методичным простукиванием специальным молоточком и отбойником перераспределяются "излишки" металла, образовавшиеся во время удара. Во всяком случае, приблизительно так я понял объяснения Александра о сути процесса.
Инструменты мастера поближе. Вообще, для PDR придумано великое множество как профильных инструментов, так и вспомогательных аксессуаров, облегчающих работу.
Самой главный рабочий инструмент - это крючки. Они продаются комплектами и стоят очень дорого. Наборы бывают как любительскими (несколько базовых крючков), так и профессиональными, где количество приспособлений может переваливать за сотню наименований. По словам Александра, от качества рабочего инструмента практически линейно зависит качество работы.
В одном комплекте может присутствовать до 8 марок сталей. Разные части инструмента должны обладать разными характеристиками. Окончания, стойкие к истиранию, могут быть кованые или просто каленые. Средняя часть может работать как на скручивание, так и на изгиб, в зависимости от требований к конкретному рычагу. Некоторый инструмент проходит термообработку для придания упругости на сжатие или растяжение.
В общем, целая наука, хотя визуально, действительно, крючки крючками.
Вот как Александр работает крючком, выправляя одну из вмятин на капоте. Практически ювелирная работа, я считаю. Чуть переборщил и краска просто отщелкнётся.
Если крючками работают изнутри, пробираясь через полости в кузове к вмятине, то снаружи уже используются присоски. Сажают их на клей, разогретый в термопистолете.
Далее в ход идет микролифтер. Цепляемся за присоску и, работая ручками, тянем-потянем.
Вот, собственно, все основные "секреты" мастерства. Всё остальное зависит только от личных навыков и опыта конкретного мастера. Александр начал свой путь в 2008 году, когда в городе было только 2 специалиста подобного рода. Продал машину и поехал учиться новому ремеслу в столицу. Потом занял денег, купил комплект инструментов и начал нарабатывать опыт. К настоящему времени через эти руки прошло уже более 5000 автомобилей.
Спросил у Саши, какие самые дорогие автомобили побывали в его лаборатории? Кайены, отвечает, проходят пачками, но самый запомнившийся ему заказ - это медный самовар 1905 года выпуска.
Тем временем, работа на "черри" подошла к финальной стадии. Александр смазывает капот специальной нанополиролью.
И несколько раз проходит мягким полировальным кругом по капоту машины. Уточняя, что это не полноценная полировка, а просто почти символическое выравнивание микроцарапин по всей площади детали.
Но на мой непрофессиональный взгляд, после завершения процедуры, капот выглядит ровным как яичко и блестит как елочная игрушка. Никаких следов от приземления березы не осталось и в помине. Хозяйка машины и вовсе была счастлива.
А на сегодня всё. Надеюсь, вы узнали что-то новое, поэтому не стесняйтесь поставить лайк и подписаться на канал.
Кроме того, если вы любите автомобили, то могу предложить вашему вниманию странную историю про забытый всеми первый советский "джип", или взглянуть как устроен шиномонтаж в Исландии, где за установку банального жгута с вас возьмут 5700 рублей.