Растет опасение, что мировой экономический спад может быть особенно глубоким и длительным. Мир попал в ловушку разрушительной рецессии, вызванной пандемией коронавируса.
В настоящее время растут опасения, что экономический спад может быть гораздо более мучительным и продолжительным, чем первоначально опасались, — потенциально он может продолжаться до следующего года и даже дольше, поскольку правительства ужесточают ограничения для бизнеса, чтобы остановить распространение пандемии, а страх перед вирусом изменяет саму концепцию общественного пространства, препятствуя экономическому росту, ориентированному на потребителя.
Пандемия - это прежде всего чрезвычайная ситуация в области общественного здравоохранения. Пока контакты между людьми остаются опасными, бизнес не может ответственно вернуться к нормальной жизни. И то, что было нормальным раньше, может больше не являться нормой. Люди могут стать менее склонными набиваться в переполненные рестораны и концертные залы даже после того, как вирус будет локализован.
Резкое прекращение коммерческой деятельности грозит вызвать экономические убытки, настолько глубокие и непрекращающиеся сразу во всех регионах мира, что восстановление может занять годы. Убытки компаний, многие из которых уже имеют большие долги, рискуют спровоцировать финансовый кризис катастрофических масштабов, и кризис 2008 года может показаться всем детской игрой.
Текущая ситуация уже является самым глубоким спадом в мировой экономике за последние 100 лет. Все зависит от того, как долго это будет продолжаться, но если это будет продолжаться долго, то это, безусловно, породит множество финансовых кризисов.
Однако даже после того, как вирус будет укрощен — никто в действительности не знает, когда это произойдет, — мир после этого, скорее всего, будет задыхаться от проблем, которые будут тормозить восстановление. Массовая безработица повлечет за собой социальные расходы. Банкротства компаний ослабят промышленность, лишат ее инвестиций и инноваций.
Чувство тревоги усиливается тем фактом, что каждый населенный уголок земного шара сейчас находится в бедственном положении.
Соединенные Штаты, крупнейшая экономика мира, уже находятся в состоянии рецессии, как и Европа. То же можно сказать о крупных экономиках, таких как Канада, Япония, Южная Корея, Сингапур, Бразилия, Аргентина и Мексика. Китай, вторая по величине экономика в мире, как ожидается, вырастет только на 2 процента в этом году, как сообщает агентство TS Lombard.
В течение многих лет выдвигалась идея о том, что приход глобализации является страховым полисом против коллективной катастрофы. До тех пор, пока какая-то часть мировой экономики росла, предполагалось, что это смягчало последствия спада в любой отдельно взятой стране.
Однко глобальная рецессия, последовавшая за финансовым кризисом 2008 года, опровергла этот тезис. Нынешний спад представляет собой еще более экстремальное событие - всемирную чрезвычайную ситуацию, которая не оставила нигде безопасного убежища.
По самым оптимистичным прогнозам улучшение ситуации уже происходит. Китай эффективно сдержал вирус и начинает, хотя и постепенно, возвращаться к работе. Если китайские заводы снова оживут, это вызовет волну по всему миру, порождая спрос на компьютерные чипы тайваньского производства, медь, добываемую в Замбии, и соевые бобы, выращиваемые в Аргентине.
Но китайская промышленность не застрахована от глобальной реальности. Китайские потребители становятся все более мощной силой, но не могут стимулировать полное восстановление экономики. Если американцы все еще борются с пандемией, если Южная Африка не может брать кредиты на мировых рынках и если Европа находится в рецессии, это ограничит спрос на китайские товары.
Если китайское производство восстановится, то кому именно они будут продавать свою продукцию?