Из неопубликованного.
От автора. Эта статья написана в декабре 2014. Отголоски того кризиса во многом формируют нашу действительность сегодня. По сценарию, который в ней изложен, будут также развиваться события после обвала курса рубля в нынешнем 2020 году. Автор стремился популярно изложить сложный спектр явлений, связанных с изменением курса рубля, для тех, кто интересуется этой проблемой.
В недавнем 2014 году, как и сегодня, перед россиянами возникла неприятная тема – что происходит с рублем и как к этому относиться.
Тогда с официальной стороны объяснение прозвучало как «благо для всех»: за валюту от экспорта нефти и газа российские компании будут больше получать рублей. Цена нефти падает, но в пересчете на рубли она как бы остается приемлемой. От возросшей денежной массы это «благо» через налоговые платежи перейдет в бюджетную систему и позволит выполнить финансовые обязательства государства. Так девальвация рубля «станет благом для всех и каждого».
Но все в мире создано по двое. Что одному - благо, другому - убыток. Поэтому смотреть и судить о явлениях нашей жизни лишь с одной стороны – вещь опасная: настоящая беда застанет врасплох.
В помощь для понимания того, что произошло, написана эта статья.
Как устроен Экономический процесс. Ветхозаветная истина гласит: «Все вещи – в Труде». В начале и в конце экономического процесса стоит Труд человека. В начале Труд каждого утилизируется и превращается в Активы (от англ. Act – действие). Переработка Активов требует новых объемов утилизации Труда и через это увеличивает стоимость Активов. В конце экономического процесса Активы перераспределяются и должны дать пищу для каждого его участника с тем, чтобы в Домашнем хозяйстве человека произошла амортизация его природного ресурса - Труда. Образно говоря, всякая добытая руда должна стать хлебом на столе.
Оценка Труда в виде заработных плат (в том числе – бюджетников) через использование денежных символов (рублей) создает требования каждого участника экономического процесса на потребление соответствующей доли Активов. Через это происходит амортизация прошлого Труда для будущих экономических циклов. Часть таких требований имеют срочную ликвидность - люди каждый день покупают продукты и потребляют пищу. В банковской статистике это отражает денежный агрегат М0. Часть требований откладывается для последующего потребления и вовлекаются в систему денежного обращения. Они образуют агрегаты М2 и М3 – основу для национального кредита.
Существенную проблему составляет тот факт, что утилизация и амортизация Труда не происходят симметрично. На практике чаще бывает так: одни трудятся, а другие получают от этого выгоду для себя. Проблемы богатства и бедности, проблемы эксплуатации человека человеком - это вечные проблемы.
Большое видится на расстоянии. Вообще следует помнить, что суть экономики не сводится к получению денег от экспорта или к выполнению финансовых обязательств государства перед населением. Деньги и Стоимость в экономическом процессе соединяют Труд людей, который был вчера, происходит сегодня и будет завтра. Весь вопрос – что на эти деньги можно купить и, в конечном счете, положить в рот. Независимо от нашего желания итоговую оценку государству и всему обществу в отношении организации экономического процесса предъявит будущее реальное потребление Домашних хозяйств большинства населения. Это население образует коренной этнос – хранитель стабильности, гарант благосостояния общества и источник власти. К сожалению, после кризисов 1998 – 2003 годов российский многонациональный этнос уже постигла мощная волна депопуляции.
Поэтому я предлагаю взглянуть на происходящую девальвацию рубля именно с этих позиций.
Вчера, сегодня и завтра. Одно из свойств денег – выполнять роль эквивалента стоимости. Но стоимость вчера, сегодня и завтра – это очень разная стоимость.
Стоимость «вчера». Все активы экономики (в денежной или натуральной форме) выражают стоимость Труда, утилизированного «вчера». Это труд наш и предшествующих поколений (последний выражен стоимостью активов Основного капитала). Девальвация рубля означает снижение покупательной способности всех этих активов. В итоге снижение курса рубля и запущенные этим процессы понижают объемы будущей амортизации Труда для новых экономических циклов. Это главная беда, весь лик которой еще проявится позже.
Облегчение «сегодня» и рецидивы «завтра». От снижения курса рубля все, что страна импортирует, «сегодня» подорожало в рублевом исчислении. Это факт, если не считать исполнения ранее заключенных контрактов. Это облегчает ценовую конкуренцию для внутренних производителей. Но следует помнить, что итоговая конкуренция определяется величиной и качеством активов, от утилизации и амортизации которых определяется стоимость. Поэтому временное облегчение «сегодня» еще не избавляет от рецидивов, которые наступят «завтра». Об этом пойдет речь ниже.
Внутренние производители. Вообще распространенный термин «отечественные производители» я считаю абсолютно устаревшим. Сегодня мир стал одним большим экономическим комплексом. Не столь важно - кто владеет промышленной собственностью, важно – кто извлекает из этого выгоду. После приватизации и передела собственности в пользу многочисленных оффшоров правильнее использовать термин «внутренние производители». Во всяком случае – это не лукаво и более объективно.
Ценовая конкуренция «сегодня». Вернемся к конкуренции. Внутренние производители получили фору по ценовой конкуренции. Цена товаров внутреннего производства стала более привлекательной. Экспорт «сегодня» в пересчете на валюту также становится более дешевым. Но выгода «сегодня» и производство «завтра» – это разные вещи.
Внутреннее производство «завтра». Удорожание импорта открывает дорогу к ликвидации ранее накопленных дефицитов Активов предприятий путем повышения цен. Эти дефициты, в значительной мере сформированные изъятиями результатов экономического процесса в пользу различных т.н. бридж-фирм, накапливались десятилетиями. Поэтому растущая инфляция не заставит себя ждать. Надо полагать, что именно это лежит в основе ожиданий пополнения доходов бюджета для выполнения ранее объявленных государственных обязательств. Правда, о которой не любят говорить, состоит лишь в том, что объявляли эти обязательства «вчера» и в «других рублях».
Блага от инфляции. Инфляция, по своей природе, является частью добавленной стоимости. В буквальном переводе – «надутой» стоимости. Следует помнить, что стоимость не только создается в экономическом процессе, но далее распределяется в его итоге по имеющимся обязательствам. Образно говоря, большой «общий урожай в поле» еще не означает достатка в каждом доме. Расчеты показывают, что еще до событий на Украине и до введения санкций более 80 процентов созданной в России стоимости распределялось в пользу кредиторов и элит, обладающих наибольшей экономической властью. И лишь менее 20 процентов созданной стоимости поступало на потребление домашних хозяйств большинства населения. Остальные дефициты закрывались в долг (в том числе – ускорением оборота активов с потерей амортизации основных фондов).
Поэтому вопрос о том, чьим благополучием станет предстоящая инфляционная наценка – принципиальный. Его надо ставить и надо требовать его обсуждения.
Инфляция и внутреннее производство. Эйфория от «благ снижения рубля» пройдет достаточно быстро. Инфляция повысит затраты предприятий на приобретение оборотных ресурсов. Это приведет к дефицитам средств на расчетных счетах. Начнутся сбои в расчетах за товары и услуги. Склады будут затоварены. Расчетные счета опустеют.
Для пополнения оборотных средств предприятия будут использовать начисляемую амортизацию основных фондов. По простому – активы, предназначенные «на завтра», скушают «сегодня». В этой реальности все ожидания «импортозамещения» растворятся, как утренний туман. Для выполнения этих программ просто не будет активов. Без амортизационных фондов основного капитала отечественные НИР и ОКР будут оставаться без заказов со всеми последствиями для их кадрового обеспечения. Вечная для нашей страны проблема внедрения научно-технических достижений будет, как и прежде, напоминать вбивание гвоздей в бетонную стену.
Во всех этих процессах сырьевой крен экономики продолжится с соответствующей переориентацией трудовых ресурсов.
Кредиторы и передел собственности. Годами экономика страны была официально ориентирована на внешние кредиты. О состоянии и источниках национального кредита никто никогда не говорил. Об этой теме все как бы забыли. В результате девальвации рубля финансовые трудности в расчетах с кредиторами значительно возрастают. Обслуживание долгов в валюте автоматически стало дороже. Это еще более обострит проблему дефицитов активов внутренних производителей. За этим последуют банкротства и передел собственности, включая новую волну «серой» скупки акций и рейдерских захватов. Чем выше степень переработки – тем острее будут эти проблемы. Высшие напряжения получит сельское хозяйство, как отрасль продукции конечного потребления.
Инфляция, банки и кредит. Нехватка оборотных средств на счетах и дефициты амортизационных ресурсов отразятся относительным сокращением «длительных» агрегатов денежной массы М2 и М3 в экономике, от которых строится национальный кредит и инвестиционный процесс (эти агрегаты из-за инфляции некорректно сравнивать в абсолютных величинах). Частные инвестиции из состава «коротких денег» (агрегат М0) направятся в недвижимость и на валютный рынок для перевода за рубеж. За этим, возможно, последуют ограничительные меры подобных операций. Банки окажутся в ситуации, когда имеющиеся долговые обязательства перед вкладчиками нечем отрабатывать: реальные депозиты от внутреннего производства и населения сократятся (это источники пополнения активов банков), а для выгодного размещения кредитов (источник банковских доходов) будет нарастать «спазм ликвидности» заемщиков – там растут дефициты чистых активов, гарантирующих возврат новых кредитов. Сегодня вся Москва вновь обклеена объявлениями «Кредит за час без документов». Хоть кому! И некому…
В этой ситуации спекулятивная пирамида инвестиций будет строиться в жилой недвижимости с соответствующим и абсолютно необоснованным ростом цен на нее. Сюда неизбежно направятся и средства пенсионных фондов. В итоге пенсионные фонды будут смотреть на своих кредиторов темными окнами построенных и не проданных жилых массивов. Ликвидация (продажа) этих фондов для преобразования в денежную форму надолго затормозится.
В целом банковский кредит будет стоить намного выше официальной инфляции. Последнюю не сложно «подогнать на бумаге под нужную планку». Усилится вмешательство властей в деятельность банков, увеличится число «рекомендаций» по льготному кредитованию строек, стоящих «на контроле» (но надо понимать, что это всегда означает перенос убытков банков, возникающих от таких «рекомендаций», на выплаты по депозитам граждан и пенсионных фондов).
Сбережения населения. Остановка многих производств и строек обернется потерей работы значительной части населения. Частные инвесторы банков (большинство которых – простые граждане) потерпят крах своих проектов на улучшение жилья и понесут убытки (многие арендуют жилье в ожидании новых квартир, а это ожидание затянется надолго). Многие семьи, потеряв источник дохода, потеряют и свое жилище, приобретенное по ипотеке. На этом фоне возрастут социальные конфликты и преступность.
Занятость населения. Дефициты активов внутреннего производства сделают массовым перевод трудовых отношений на срочные договоры. Будут востребованы «серые» схемы снижения официальной безработицы – снижение рабочего времени на производстве, бессрочные отпуска... Из-за нехватки оборотных средств вновь вернутся выплаты зарплат натуральной продукцией и вдоль обочин дорог потянутся ряды с посудой, пластиковыми тазиками и другой утварью.
Дефициты активов производителей вызовут новую волну «реорганизаций» с выводом сопутствующих производств и мощностей на самостоятельный баланс (без предоставления им заказов). Под давлением дефицитов оборотных средств возрастет вывод активов с балансового учета и эксплуатация мощностей «в черную» (без амортизации и уплаты налогов). Все это – скрытый потенциал будущей безработицы «завтра».
Социальная сфера. Дефициты пенсионной системы снова поставят вопрос о повышении планки пенсионного возраста и снижении государственных пенсионных обязательств. Гражданам придется привыкать к самостоятельному страхованию своей старости. Аналогичные проблемы усилятся в системе здравоохранения.
Бюджет и тарифное регулирование. От дефицитов оборотных средств внутренних производителей будут нарастать трудности в расчетах и собираемости налогов. В этих условиях вектор налогового обложения от бизнеса все более будет разворачиваться на население. Будут нарастать проблемы бюджетного федерализма. При всем стремлении наполнить необходимыми доходами бюджетную систему субъектов федерации и местного самоуправления, финансовая зависимость последних от центра все больше будет возрастать. Усилятся напряжения в тарифном регулировании ЖКХ и других монополий. Сдерживание тарифов в интересах «выполнения параметров инфляции» поставит население перед проблемой дополнительного финансирования расходов «в порядке самообложения». На этом фоне возрастут конфликты с управляющими компаниями.
Многие относительно дешевые и доступные для всех услуги, в частности – пассажирского транспорта, просто будут исчезать с рынка. Это сейчас особенно заметно по маршрутам и тарифам автобусов местного сообщения «в глубинке».
Расхождение параметров «расчетной» и реальной инфляции усилят конфликт по определению прожиточного минимума для индексаций денежных выплат населению. Продолжатся передачи ответственности за исполнение бюджетных мандатов на нижние уровни бюджетной системы при встречном росте дефицитов их финансирования.
Интеграционные процессы. Девальвация российского рубля означает одновременно относительную ревальвацию национальных валют всех торгово-экономических партнеров России. Экспорт в Россию из стран Таможенного союза автоматически становится менее выгодным. Это создает убытки внутреннего производства на их территории. За этим растут дефициты бюджетных доходов и валюты для обслуживания внешних обязательств. Частью этой картины станут трудности в расчетах за поставки российских энергоносителей. Так что трудные объяснения на эту тему с партерами России еще предстоят.
Ориентация на Восток. Равновесие в сотрудничестве по оси Запад – Восток бесспорно выгодно для России. Но достижения в сотрудничестве на восточном направлении не стоит переоценивать. Не следует забывать, что Китай является крупнейшим инвестором госдолга США (это отдельная тема). США, некоторое время спустя, начнут рассчитываться с Китаем по своим депозитарным распискам - ADR. И эти расчеты будут вестись не чем иным, как технологиями прежних поколений после перевооружения американской экономики (объявленный Белым домом «рывок первого спутника», как это было после 1957 года). И технологические инвестиции Китая будут нести для России новую значительную компоненту импортной зависимости от США.
Заключение. Природа денег такова, что любые изменения их количественных и качественных характеристик переносят свои последствия во всю систему национальных балансов и за ее пределы. К сожалению, культура наблюдения всей матрицы Активов, более широкая, чем традиционный бухгалтерский учет и отчетность, отсутствует и в статистике, и в практике управления, и в самой экономической и финансовой науке.
В данной статье я не ставил целью давать рекомендации насчет выхода из этой, скажем, не совсем приятной новой реальности. Это отдельная тема, в которой итоговый счет будет предъявлен домашним хозяйствам большинства населения. Но разговор на тему снижения курса рубля был начат. И в этом разговоре всем надо научиться смотреть шире и чуть дальше, чем благополучная сторона ситуации «сегодня».
Николай Савельев
Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса