Чума 20 века, одна из самых смертоносных - и вместе с тем загадочных болезней, с которыми когда-либо сталкивалось человечество... ВИЧ-инфекция и развивающийся на её фоне синдром приобретённого иммунодефицита - СПИД - официально ведут свою кровавую жатву уже почти сорок лет. С того момента, как в июне 1981 года новая непонятная инфекция была обнаружена среди представителей гей-сообщества США, носителями ВИЧ стали свыше 36 миллионов человек; несколько миллионов из них скончались.
Всё имеет своё начало - этот непреложный закон не мог опровергнуть даже столь страшный, поистине апокалиптический для восьмидесятых годов двадцатого столетия, вирус. Заболевали десятки тысяч, гибли тысячи - но где-то должен был быть один. Один, с которого всё и началось.
Именоваться "нулевым пациентом" - сомнительная и, чего греха таить, довольно страшная честь, и именно таковой чести удостоился Гаэтан Дюга, канадец французского происхождения - весельчак, балагур, любитель шумных тусовок и путешествий. По сути, он не был особенным, его жизненные интересы не отличались от предпочтений большинства мужчин...в отличие от сексуальных пристрастий.
Дюга был геем, и отнюдь этого не скрывал. Работа в крупной авиакомпании Air Canada позволила ему побывать во многих странах мира, и, по утверждениям самого Гаэтана, весело проводить время почти с тремя тысячами сексуальных партнёров. Был он и в странах Африки и даже, согласно некоторым источникам, на Гаити - а именно из этих мест и шло основное распространение по миру ВИЧ-инфекции.
Первые симптомы СПИДа, проявляющиеся в виде чрезвычайно редкой для здоровых людей формы рака кожи, не вызвали у Гаэтана особых переживаний. Более того, позднее, когда с ним работали медики, которые на тот момент уже подозревали, что за этим кроется нечто более серьёзное, связанное именно с его бурной сексуальной жизнью - он открыто смеялся над ними. Немудрено, ведь рак никогда ещё не передавался половым путём!..
Несмотря на все предупреждения врачей, уже больной Дюга продолжал активно посещать сауны, считавшиеся тогда основным местом знакомства и досуга североамериканских геев. Именно тогда и начали появляться городские легенды и ползти слухи - о странном белокуром парне с французским акцентом, завсегдатае саун и носителе редкого "рака голубых", которым он стремился заразить как можно больше мужчин...
В 1983 году, уже будучи больным ВИЧ, Гаэтан Дюга не побоялся посетить первый общественный форум, посвящённый борьбе с набиравшей обороты инфекцией, состоявшийся в канадском Ванкувере. Стюард и кандидат в «пациенты ноль» выступил перед тысячами людей, открыто попытавшись доказать, что его имя и личность демонизируют совершенно напрасно. По воспоминаниям многих очевидцев, этот смелый поступок вызвал уважение присутствовавших там, однако самому Гаэтану помочь, увы, не смог – тем более, его собственное здоровье неуклонно ухудшалось…
Первые симптомы ВИЧ-инфекции появились у Гаэтана Дюга в 1981 году. Спустя четыре года его не стало - городская легенда гей-сообщества лишь ненамного пережила тридцатилетний юбилей. В начале 90-х, когда ВИЧ и СПИД приобрели статус практически общенационального бедствия, имя стюарда из Канады стало чуть ли не нарицательным, а статус "нулевого пациента" закрепился за ним на долгие годы.
Спустя тридцать два года после кончины Дюга, его имя было реабилитировано. Новые исследования показали, что Дюга не мог начать распространение ВИЧ по США - это случилось гораздо раньше. После ряда научных исследований и журналистских публикаций, стало понятно, что Дюга не мог вызвать всплеск эпидемии в 1980-х, так как вирус уже был на территории США с начала 1970-х. Вероятно, вирус появился в Нью-Йорке от кого-то, кто заразился им на Гаити или в одной из стран неподалеку, и к 1975 году распространился до Сан-Франциско. Появились новые имена и новые кандидаты, но со 100-процентной достоверностью назвать того самого "нулевого пациента" сейчас практически невозможно...
Точно неизвестно, при каких обстоятельствах Дюга стал считаться нулевым пациентом, но бытует мнение, что невольным источником мифа о первом распространителе ВИЧ-инфекции стала книга журналиста Рэнди Шилтса «Затянувшаяся музыка», изданная в 1987 году. В своей книге Шилтс писал, что «Гаэтан несомненно сыграл ключевую роль в распространении нового вируса из одного конца Соединенных Штатов в другой». Однако Джон Коэн в журнале Science отмечает, что Шилтс ни прямо, ни косвенно не подразумевал, что Дюга был так называемым «источником ВИЧ-инфекции» в США.
Несмотря на то, что Гаэтан Дюга не был тем самым «злом», с которого и началась эпидемия ВИЧ-инфекции, именно он, пусть и не совсем по собственной вине, стал причиной возникновения стереотипа, который укоренился в массовом сознании: ВИЧ — это следствие беспорядочных гомосексуальных связей, что закрепило его в категории «прочих» заболеваний — таких, которые не могли коснуться большинства американцев. Через десятилетия столь ошибочный стереотип был разрушен – но ошибка эта стоила жизни многим тысячам людей, не имевшим отношения к ЛГБТ-сообществу.