«Нерабочую» неделю на российском валютном рынке доллар начал с очередных попыток закрепиться выше 80 рублей. Основное давление на отечественную валюту по традиции оказывает рынок нефти, где стоимость марки Brent опускалась рано утром в понедельник ниже 23 долл. за баррель и таким образом обновила минимум за последние 18 лет.
Очередной волне падения нефтяных котировок способствовали пока что неизменные факторы – отсутствие нового соглашения по ограничению добычи между странами-производителями и стремительное распространение коронавирусной инфекции на территории страны с крупнейшей мировой экономикой – США. Главный очаг пандемии все больше смещается в сторону соединенных штатов, ставя под вопрос перспективы мирового экономического роста и спроса на сырье. Публикуемая в США макроэкономическая статистика все больше приобретает апокалиптический оттенок, а беспрецедентные финансовые меры на борьбу с последствиями коронавируса до сих пор не приносят желаемого эффекта.
Ситуация в США в настоящее время имеет неоднозначный характер. С одной стороны, более жесткие ограничения и карантинные меры могли бы замедлить динамику распространения болезни. С другой стороны, такие меры и ограничения могут еще больше навредить экономическому положение и в без того сложной ситуации. В последнем случае, совершенно очевидно, что американская экономика утянет вниз за собой мировую, и никакое восстановление темпов роста в Китае уже не спасет.
Для российского рынка ситуация с новой недели ухудшилась из-за новых ограничительных мер в столице, а впоследствии и в ряде других регионов РФ. Хотя ужесточение карантина видимо совершенно необходимо, о чем свидетельствует горький опыт европейских стран, любые ограничительные меры воспринимаются инвесторами негативно (зарубежными особенно). Впрочем, развить успех выше 80 рублей американской валюте на российском рынке пока не удается. Доллар встречает все большие объемы продажи валюты со стороны ЦБ. Кроме того, определенный вклад в замедление укрепления доллара и евро вносят и ограничительные меры. Так или иначе, карантин ограничивает спрос населения на наличную валюту и в целом в определенной сдерживает активность тех или иных участников российской биржи. Кроме того, после ужесточения ограничений в столице дальнейший сценарий событий в стране становится совершенно непредсказуемым. Вчера российский президент «рекомендовал» делиться прибылью с банковских процентов в следующем году, а завтра очередная инициатива может коснуться и валютных средств. Да и в условиях закрытия границ варианты дальнейшего применения приобретенной валюты также могут заметно сократиться для всех участников рынка. При этом дальнейшие ограничения (на передвижение и т.п.) могут только нарастать и с успехом применяться даже без формального введения коммендантского часа и т.п. условий.
В результате хотя сценариев с падением цены на нефть ниже 20 долл. никто не исключает, на российском рынке доллару такое развитие событий в текущих условиях может добавить совсем немного очков. Впрочем, многое будет зависеть и от периода нахождения цен на нефть на экстремально низких уровнях. Длительным он может быть только в случае, если вся глобальная экономика надолго застрянет на карантине, а такого сценария будут пытаться избежать все здравомыслящие государства.