В воскресение 15 марта 2020 года Совету директоров Федеральной Резервной Системы не отдыхалось. Они думали об американской экономике. В 5 вечера было принято решение о существенном снижении процентной ставки и введении механизмов количественного смягчения.
Фото: facebook.com
По данным пресс-релиза ФРС (американского ЦБ), процентные ставки будут находиться на рекордно низких уровнях 0-0,25%, а главное – ФРС возобновляет программу количественного смягчения, зарекомендовавшую себя после кризиса 2008 года. Этот инструмент также «любит» ЕЦБ, причем заметим, что за последние 5 лет, только 6 месяцев еврозона жила без программы количественного смягчения.
О важности ключевой ставки Центрального банка мы писали в нашем материале. Однако в ситуации, когда процентные ставки снижать больше некуда, нужны другие инструменты стимулирования экономики. Одним из спорных, но используемых инструментов является количественное смягчение (quantitative easing).
Определимся с понятиями
Количественное смягчение – монетарная политика, при которой центральный банк покупает или берёт в обеспечение не только государственные ценные бумаги, а другие финансовые активы, такие как ценные бумаги частных компаний и банков. Программа количественного смягчения заранее определяет объем выкупа ценных бумаг, что одновременно заранее подразумевает увеличение объема электронной эмиссии денег в экономике.
Эффекты количественного смягчения
ФРС целится на 2% инфляцию и выкуп казначейских облигаций на сумму не менее $500 млрд, а также на выкуп облигаций ипотечных агентств (к которым относят три квази государственных агентства: Government National Mortgage Association (GNMA или Ginnie Mae), Federal National Mortgage Association (FNMA или Fannie Mae) и Federal Home Loan Mortgage Corporation (Freddie Mac)) на сумму не менее $200 млрд.
Подобные действия должны поднять котировки облигаций, а значит снизить их доходность к погашению, а значит стимулировать финансовую систему выдавать еще больше кредитов и способствовать увеличению совокупного спроса.
А учитывая, что ФРС еще понижает некоторые требования по резервам банков вплоть до нуля, то это также должно простимулировать кредитование в сегментах В2С и В2В.
Появление избыточной наличности заставляет банки при невозможности разместить ресурсы в гособлигациях на выгодной основе, искать другие источники доходности, которыми могут стать акции и облигации коммерческих предприятий.
На валютном рынке ожидается ослабление доллара в связи с увеличением предложения доллара на рынке. Что в свою очередь играет на руку американским экспортерам.
На государственном уровне снижается стоимость заимствований, так как падает процентная ставка на государственные ценные бумаги, что позволяет рефинансировать старые дорогие выпуски ценных бумаг на новые более дешевые.
Эффекты количественного смягчения
Мнения экономистов на это счет разделились. Никто не утверждает, что этот метод дает отрицательный результат, но в положительном уверены далеко не все. Однако, большинство экономистов Америки и Европы, а также Японии разделяют позитивную точку зрения на количественное смягчение. По их мнению, оно приводит к:
- снижению процентных ставок по корпоративным облигациям и ставкам по ипотечным кредитам, помогая поддерживать цены на жилье;
- более высокой оценке фондового рынка, с точки зрения более высокого отношения цены к прибыли для индекса S & P 500;
- повышению уровня инфляции и ожиданий инвесторов относительно будущей инфляции;
- более высокой скорости создания рабочих мест;
- более высоким темпам роста ВВП.
Если судить по формальным показателям экономик США и ЕС после кризиса 2008 года, то всё так и случилось. Посмотрим, что произойдет в этот раз.
За здоровье экономики!
---
Телеграм-канал «Финграмота / Fingramota.org» - https://tlg.repair/fingramota_org