Найти в Дзене
Scientists of test tubes

5 Картин известных художников

Оглавление

"КРИК" ЭДВАРДА МУНКА

Эдвард Мунк. Крик. 1893 г. Национальная галерея Норвегии в г. Осло.
Эдвард Мунк. Крик. 1893 г. Национальная галерея Норвегии в г. Осло.

Самая известная работа Эдварда Мунка.

Слишком значительное влияние на современное массовое искусство оказала эта картина. И, в частности, на кинематограф.

Достаточно вспомнить обложку «Один дома» или убийцу в маске из одноименного фильма ужасов «Крик». Образ напуганного до смерти существа очень узнаваем.

С чем же связана такая популярность картины? Как образу из XIX века удалось «пробраться» в век XX и даже XXI? Попробуем разобраться.

Чем так поражает картина «Крик»

Картина «Крик» завораживает современного зрителя. Представьте, каково было публике XIX века! Конечно, к ней отнеслись очень критично. Сравнивали красное небо картины с интерьером скотобойни.

Ничего удивительного. Картина крайне экспрессивна. Она взывает к самым потаённым эмоциям человека. Пробуждает страх перед одиночеством и смертью.

В картине Мунка решительно все шло вразрез с принятыми нормами. Деформированное пространство. Тягучее, плавящееся. Ни одной прямой линии, кроме перил моста.

А главный герой – невообразимо странное существо. Похожее на инопланетянина. Это существо, как и пространство вокруг него, теряет форму: плавится, как свеча.

Как будто мир и его герой погрузились в воду. Ведь когда мы смотрим на человека под водой, его изображение тоже волнистое. А разные части тел сужаются или вытягиваются.

Обратите внимание, что голова вдали идущего человека настолько сузилась, что почти исчезла.

И сквозь это водное пространство пытается прорваться крик. Но он еле слышен, как звон в ушах. Так, во сне мы иногда хотим крикнуть, но получается нечто несуразное. Усилия превосходят результат многократно.

Только перила кажутся реальными. Лишь они удерживают нас, чтобы не попасть в засасывающий в небытие водоворот.

Да, есть от чего прийти в смятение. И раз увидев картину, не забыть её уже никогда.

"ИНТЕРЬЕР (ИЗНАСИЛОВАНИЕ)"

ЭДГАРА ДЕГА

Интерьер (Изнасилование). Эдгард Дега. 1868 или 1869.  Художественный музей Филадельфии в Филадельфии.
Интерьер (Изнасилование). Эдгард Дега. 1868 или 1869. Художественный музей Филадельфии в Филадельфии.

Картина "Интерьер", написанная в период поиска новых художественных течений, является одним из самых интригующих произведений Эдгара Дега.

Мифология картины не придумана искусствоведами и арт-дилерами, как могло бы показаться. Картина предстала перед публикой через 35 лет после написания, в 1905 году. К тому времени, благодаря ближнему кругу друзей Дега, к ней прочно прилипло прозвище «Изнасилование».

Итак, фигура довольно свирепого на вид мужчины отбрасывает тень на закрытую дверь. Взглядом он следит за растрепанной женщиной. Настольная лампа освещает её обнаженную спину и распахнутый чемодан. На полу можно заметить корсет, а так же не тронутую кровать.

Так что же случилось?

Версия первая. Литературный первоисточник

Самой стройной и скучная трактовкой можно назвать отсылку к тексту Эмиля Золя. В его романе «Тереза Ракен» даже существует похожая сцена. История обездоленной сироты, неудачно вышедшей замуж и ставшей ещё более несчастной.

Версия вторая. Не изнасилование, а ограбление

Не смотря на некоторый беспорядок в комнате, постель заправлена. Чемодан мог быть вскрыт ради похищения её содержимого. А исподнее оказалось на полу потому, что служило маскировкой предмету, который интересовал грабителей. Мужчина следователь. Вель если подумать, от звероподобного насильника до не выспавшегося копа один шаг.

Версия третья. Не изнасилование, а возвращается муж из командировки

Мужчина у двери оскорблённый муж. Он застукал сбежавшую жену с любовником, выставил его за дверь, и ждёт, когда ему объяснят, что это совсем не то, что он подумал.

Версия четвёртая. Изнасилование ещё не началось

Платье, съехавшее с плеча и разбросанные вещи указывают на борьбу, в результате которой мужчине удалось заблокировать дверь. Теперь он занял стратегическую позиции и готовится овладеть жертвой.

Версия пятая. Это ремейк работы другого автора

Литография создана Гаварни в 1841 году
Литография создана Гаварни в 1841 году

Дега не мог сказать ничего вразумительного о сюжете картины, потому, что не придумывал сюжет. «Интерьер» может быть версией литографии авторства Поля Гаварни. А она уже явно не про изнасилование, а скорее про депрессию или женский алкоголизм.

"УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ"

Шишкина Ивана Ивановича

Утро в сосновом лесу. Шишкин И.И. 1889. Третьяковская галерея.
Утро в сосновом лесу. Шишкин И.И. 1889. Третьяковская галерея.

За редким исключением сюжет у картин Шишкина (если смотреть на этот вопрос широко) один — природа. Иван Иванович — восторженный, влюбленный созерцатель. И зритель становится очевидцем свидания живописца с родными просторами.

Шишкин был необыкновенным знатоком леса. О деревьях разных пород он знал все и замечал ошибки в рисунке. Что же до людей и животных, то изредка они появлялись на картинах Ивана Ивановича, но были скорее фоном, нежели объектом внимания. «Утро в сосновом лесу» — пожалуй, единственное полотно, где медведи конкурируют с лесом. За это спасибо одному из лучших друзей Шишкина — художнику Константину Савицкому. Он предложил такую композицию и животных изобразил. Правда, Павел Третьяков, купивший полотно, имя Савицкого затер, поэтому долгое время медведей приписывали Шишкину.

"МОСКОВСКИЙ ДВОРИК"

ВАСИЛИЯ ПОЛЕНОВА

Московский дворик. Поленов Василий Дмитриевич. Третьяковская галерея.
Московский дворик. Поленов Василий Дмитриевич. Третьяковская галерея.

Наиболее известная картина Василия Поленова. На этом полотне изображена безмятежная, неспешная жизнь Москвы в дореволюционные времена. Любопытно, что художник писал картину на скорую руку и переживал, что в ней нет никакой идейной направленности, демонстрации угнетенных. Однако именно этот почти идиллический пейзаж полюбился многим поколениям людей.

Картина наглядно изображает дореволюционную Москву. Тогда город напоминал большую деревню с усадьбами, дворянскими «гнездами», где неспешно протекала жизнь.

На выставке художников-передвижников картина заметно выделялась. Сам Поленов переживал, что его полотно не призывает задуматься о социальных проблемах, как у остальных. Но в этом и была вся прелесть. Глядя на полотно, люди просто наслаждались идиллическим пейзажем, заряжаясь позитивом.

"ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ" КАРЛА БРЮЛЛОВА

Последний день Помпеи. Карл Брюллов. 1833 г. Государственный Русский музей
Последний день Помпеи. Карл Брюллов. 1833 г. Государственный Русский музей

Полотно «Последний день Помпей» создано на стыке классицизма и романтизма. Композиция вполне в духе классицизма, ведь все эпизоды заключены в треугольник. Тем не менее, посвящена картина реальной трагедии народа, а не идеализированному образу, что делает ее произведением в стиле романтизм.

Новаторской ее делает решение Брюллова изобразить двойное освещение – от Везувия и молнии. Это получилось сделать двумя цветами: горячим красным и сине-зеленым.

Как в театре развязка приводит на одну сцену всех действующих лиц, так и гибель Помпей привела всех героев к воротам, за которыми ждет смерть.

Декорацией стали Геркуланские ворота, за которыми начиналась Улица гробниц, то есть, местное кладбище. Это символично, но именно с этого ракурса лучше всего было видно вулкан.

Последний день Помпей – это несколько историй, сплетенных воедино:

Здесь нет главного героя, но центральными персонажами являются знатная дама, погибшая при падении с колесницы и ее маленький сын, который, кажется, не понял, что потерял мать. Они символизируют падение античного мира и рождение на его осколках нового. Вероятнее всего, натурщицей была графиня Самойлова, которая много лет была любовницей Брюллова. Изобразил ее на картине Брюллов еще в нескольких образах:

  • Женщина с сосудом на голове;
  • Мать с двумя маленькими девочками;
  • Женщина с мужем и младенцем.

Также видна колесница, с которой эта дама упала, ее и возницу влекут подальше от катастрофы обезумевшие лошади.

На заднем плане есть еще одна лошадь, которая поднялась на дыбы. Это символ безумной стихии.

Один из самых сильных персонажей – юноша, уговаривающий мать бежать с ним. Это тот самый Плиний, который выжил в этой катастрофе и описал ее в письмах Тациту.

Не менее цепляют и двое юношей, несущих на руках своего отца ( обратите внимание, в ногах у них крутится собака) а также молодой жених с погибшей возлюбленной.

Еще одна семья на картине – молодая женщина с младенцем и муж, пытающийся прикрыть их плащом.

Себя и свою возлюбленную автор изобразил среди людей, которые пытаются скрыться в гробнице. Среди них есть художник, пытающийся спасти самое ценное, кисти и краски, а также запомнить все увиденное. Это и есть Брюллов. Вероятнее всего, этим Брюллов рассказал о том, что художник всегда является соучастником всех событий. Среди других персонажей, толпящихся возле гробницы, примечателен вор, подбирающий чужое золото.

Тема религии на полотне тоже затронута. Так, трудно сказать, кому молится девочка, сидящая около мамы и сестры. Рядом с ними стоит христианский священник. Он, кажется, принял свою участь и чувствует себя в безопасности. На заднем плане же пытается убежать перепуганный языческий жрец, как символ ухода старого мира и язычества. Именно на фоне катаклизма так четко обозначается уход старого и возникновение нового. До падения римской империи еще несколько веков, но уже прекрасно видно, что античность догорает вместе с молниями и вулканом.

В нашем дискорд канале вы можете поучаствовать в дискуссиях и выкладывать свои творческие потуги.
https://discord.gg/qhFVpnx
Хорошего дня :)