Добро пожаловать на эстонские острова Кихну и Манилайд, где на протяжении шести веков проживает крохотное, но уникальное общество.
Из 350-ти постоянных жителей деревень Кихну и Мания мужчин только трое. И дело вовсе не в негативе к ним. Все мужское население издавна покидает родной дом на многие месяцы, чтобы заниматься рыболовством, а женщины остаются в деревнях за главных. Матриархат сложился сам собою, ведь у женщин не оставалось выбора, кроме как организовать все хозяйство на свой лад.
На их плечи ложилось все – от воспитания детей до организации церковной и общественной жизни. Сложившаяся культура сохранилась и по сей день, несмотря на глобализацию. Там по-прежнему носят в повседневной жизни традиционные костюмы, поют древние рунические песни и следуют старым традициям. В 2003 году культуру Кихну и Мания провозгласили нематериальным наследием человечества. Сейчас она находится под охраной ЮНЕСКО.
Туристы с удовольствием приезжают летом на острова, чтобы проникнуться живой историей и насладиться размеренной жизнью. Однако самим жительницам приходится порой туго. Тяжелый, изматывающий труд, отсутствие благ с «большой земли», изоляция, постоянная опора только на себя и отсутствие полноценной семейной жизни. Это лишь малая часть, выпадающая на долю женщин. Однако, несмотря на невзгоды, они не собираются покидать родные края и продолжают чтить и оберегать свои традиции.
Норвежский фотограф Анна Хелен Йельстад запечатлела этих сильных и независимых женщин, а также поведала истории из их жизни.
Лоху Элла – самая уважаемая мастерица Кихну. Она всегда что-нибудь творит и знает о женской культуре одевания всё. Так, например, все женщины на острове носят традиционную полосатую юбку. Замужние – надевают еще и цветной фартук.
Сауенди Манн в молодости, когда Эстония еще была в составе СССР, была отправлена вместе с остальными жительницами работать в лесу. Оставлять детей было не с кем, и ей пришлось взять маленького сына с собой, где на него неожиданно упало дерево. Глубокая печаль не оставила женщину до самой старости. Сейчас она много времени проводит у семейной могилы.
Ярсюмяэ Вирве обожает животных. Она не знает точное количество своих кошек. Кроме них у нее есть две собаки, пара коз и лошадь. В возрасте 81 года она осуществила свою давнюю мечту – прыгнуть с парашютом. Теперь ее регулярно показывают по телевидению и навещают различные люди – как журналисты, так и просто любопытные туристы. Чтобы защитить частную жизнь землячки, островитяне часто указывают неверный адрес ее дома.
Дома жителей островов очень напоминают русскую глубинку. Те же ковры на стенах, дровяные печи, старая деревянная мебель, половички на полу.
Фотограф познакомилась с Кокси Лейда через несколько часов после ее смерти. Соседи одели синюю траурную одежду и начали похоронную церемонию. Женщины молятся, скорбят и поют, сидя вокруг гроба. Сыновья умершей находятся в это время на улице. После покойницу вынесут из дома ногами вперед, а затем устроят традиционную трапезу на кухне.
В Кихну женщины, которым исполнилось 60 лет, начинают шить для себя похоронное платье, а также вязать рукавицы для мужчин, выбранных в качестве копателей своей могилы.
Сейчас на острове проживают в основном пожилые люди. Молодежь уезжает на материк ради образования и работы. Привлечь их особо нечем, а потому уникальные деревни Кихну и Мания медленно вымирают. Кто знает, возможно, туризм все-таки не даст до конца исчезнуть последнему оплоту матриархата в Европе. Что думаете?
Всем хорошего дня! Ваш ЖИМ.
Возможно, Вам будет интересно:
1) Прощай, красивая деревня!
2) Феминизм без примесей
3) Кашемировый кризис в Гималаях. Волшебство создания платка, которое исчезает (фото)