Найти тему

курсовая с практикой по экономике предприятия 2(3)

Оглавление

2. РАСЧЕТ СЕБЕСТОИМОСТИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА МЕБЕЛИ

2.1. Исходные данные

Корпусная мебель отечественного производства по многим показателям мало в чем уступает продукции иностранного производства. Ведь для изготовления мебели ведущие предприятия используют зарубежное оборудование, импортную фурнитуру и ткани. Кроме этого, ведущие российские фабрики пользуются услугами прославленных иностранных специалистов в области промышленного дизайна.

Код ОКВЭД 36.14 - Производство прочей мебели

Эта группировка включает:

- производство мебели из любых материалов для спальни, столовой, общей комнаты и других жилых помещений, производство садовой мебели, включая плетеную, и т.п.

Эта группировка также включает:

- отделку мебели, кроме стульев и другой мебели для сидения (пульверизационную обработку, окрашивание, полирование, лакирование и обивку)

Эта группировка не включает:

- производство светильников и осветительной арматуры, см. Код ОКВЭД 31.50

Для изготовления корпусной мебели на начальном этапе понадобится помещение площадью около 20-25 квадратных метров, будет хорошо, если это окажется одна большая комната. Учтите, что здесь будет располагаться небольшой склад и для недавно привезенных заготовок, и для готовой продукции. В этом же помещении нужно будет сверлить и обрабатывать детали, а также собирать мебель, поэтому выбирать помещение меньше 20 квадратов не рекомендуется.

Кроме этого, обратите внимание на возможность поддержания в нем температуры на уровне 10-15 градусов в осенне-зимний период. Сразу посчитайте, в какую сумму это вам обойдется. Иногда дешевая аренда полностью нивелируется дорогим отоплением. О том, что помещение должно быть сухим, напоминать вообще не нужно было, так как это одно из основных условий, и, пренебрегая им, вы многим рискуете.

Также важна уверенность в сохранности всего имущества, поскольку со временем, если дело будет успешно развиваться, в цеху могут одновременно находиться комплектующие и оборудование на сумму в несколько тысяч долларов. Не забывайте и здесь об обеспечении удобной загрузки готовой мебели и выгрузке привезенных деталей с фурнитурой.

При покупке оборудования многие не могут определиться с классом ручного электроинструмента. Мнения на этот счет бытуют самые противоположные: одни предпочитают приобретать недорогие товары и менять по мере необходимости, другие работают только с дорогой продукцией всемирно известных брендов.

Есть еще инструмент, находящийся в среднем ценовом диапазоне, вот на нем, пожалуй, и стоит остановить свой выбор в самом начале. Помимо производственных нужд он всегда пригодится для других дел. Для того чтобы у вас не возникло никаких проблем во время выполнения заказов, необходимо иметь в своем арсенале:

- Электродрель – 2000 рублей;

- Аккумуляторный шуруповерт – 2500 рублей;

- Шуруповерт, работающий от сети – 2000 рублей;

- Электролобзик – 2200 рублей;

- Ручной фрезер – 2500 рублей;

- Шлифовальная машинка – 2500 рублей;

- Пила торцевая электрическая – 7000 рублей;

- Промышленный фен – 1600 рублей;

- Перфоратор – 2200 рублей.

- Набор режущего инструмента: сверла, фрезы, ножи и коронки – 3000 рублей;

- Стандартный набор ручного инструмента домашнего мастера – 1000 рублей;

- Струбцины – 1000 рублей;

- Стусло – 800 рублей.

Со временем, приобретя больше опыта и накопив денег на развитие производства, вами будет приобретаться более сложное оборудование, обеспечивающее более высокий уровень производства. Пока же вполне можно обойтись и тем, что перечислено в данном разделе, так как этого вполне достаточно, чтобы производить корпусную мебель из готовых деталей. Ваши затраты при приобретении упомянутого инструмента составят около 30 тысяч рублей, причем цены могут отклоняться в обе стороны примерно на 20%.

Что представляет собой рынок корпусной мебели в России? Во-первых, по данным Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности корпусной мебели производится больше всего 25%. Немного отстает офисная и кухонная мебель (23 и 22% соответственно). При покупке корпусной мебели покупатель акцентирует свое внимание на стоимости. используемых материалах, качестве, оригинальности дизайна, а произведена ли она известным брендом или малоизвестной компанией – имеет меньшее значение. Поэтому, чтобы завоевать покупателя нужно предложить качественное изделии по доступной цене. Это, конечно же, снизит доход, получаемый за одно изделие, но обеспечит лучшую продаваемость продукции в целом.

Какая целевая аудитория покупателей корпусной мебели? Она сходна с аудиторией на другую мебель: молодые люди, которые покупают мебель впервые и возрастная группа постарше, которые решили заменить мебель.

К корпусной мебели относятся мебель, имеющая «ящичную» конструкцию – это стеллажи, столы, шкафы, стенки, тумбы и другие виды мебели. Самыми востребованными на рынке являются кухни, корпусная мебель для прихожих.

Для того, чтобы произвести качественную мебель, необходимо, чтобы она соответствовала стандартам. Производство корпусной мебели регулируется рядом ГОСТов. В них прописаны общие технические условия, методы испытаний на устойчивость, деформируемость, прочность. Также с вступлением в силу Технического регламента таможенного союза «О безопасности мебельной продукции» корпусная мебель должна соответствовать нормам этого документа.

Для начала малого бизнеса подходит неполный технологический процесс производства корпусной сборки. Он подразумевает только сборку мебели из раскроенных на заказ плит ЛДСП или МДФ. Он не требует покупки дорогостоящего оборудования, а значит вложения значительных средств. В дальнейшем такие фирмы могут легко перейти на другой уровень, приобретя оборудование для раскроя плит, облицовки кромок и т.д.

Самым дорогостоящим является полный цикл производства мебели: начиная от производства самого материала до готовой мебели. Он позволяет значительно снизить себестоимость готового изделия, но требует многомиллионных вложений, поэтому недоступен для большинства предпринимателей.

Здесь все зависит от того, какой цикл производства был выбран. Если это только сборка, то достаточно ноутбука, на который установлена программа для создания и утверждения эскиза заказчиком. Используются различные программы: PRO 100 – позволяет визуализировать эскиз модели в 3D, составить дизайн, конструировать и рассчитывать необходимые материалы, детали и фурнитуру для сборки. Кроме этого, необходима мастерская, инструменты для сборки заготовок.

Если выбран средний цикл производства, то потребуется еще и соответствующее оборудование для раскроя деталей. Для этих целей могут использоваться автоматизированные станки (ЧПУ) – это наиболее прогрессивный способ производства. Такой станок за короткое время может вырезать из зафиксированных материалов детали необходимых размеров, просверлит отверстия согласно плану развертки. Оператор только вносит в специальную компьютерную программу размерные данные (производители оборудования часто устанавливают на оборудование свои программы, такие как «ArtCAM», «UCANCAM V9″»), конструирует изделие и запускает станок. После этого нужно только облицевать края и произвести сборку изделия. Станки ЧПУ актуальны при серийном производстве, так как постоянная перенастройка заберет много времени и снизит производительность труда.

Для изготовления мебели по индивидуальным заказам более подходят полуавтоматические линии, состоящие из нескольких станков, где частично используется ручной труд. Для такого производства необходимы: форматно - раскроечный станок с ручной подачей материалов, сверлильно-присадочный станок, кромкооблицовочный станок, шуруповерты, шлифовальная машинка, режущие инструменты (сверла, фрезы, ножи), перфоратор. Набор таких инструментов по стоимости значительно меньше, чем качественный новый станок с ЧПУ.

При открытии производства по изготовлению корпусной мебели необходимо четко знать пути реализации готового товара. Здесь есть множество вариантов и для успешной реализации проекта можно использовать все возможности. Это открытие собственного демонстрационного зала или магазина, реализация через дилерские сети, наличие офиса для приема заказов на изготовление мебели по индивидуальным заказам, прямые поставки госучреждениям и частным компаниям, продажи через Интернет.

Не менее важным является и вопрос подбор кадров. Хорошо подготовленные, квалифицированные сотрудники – это залог успеха производства. Найти хороших специалистов не так и просто, но достойная заработная плата может заинтересовать потенциальных кандидатов. Многие предприятия сами обучают сотрудников, но нет уверенности, что приобретя необходимые знания он не перейдет к конкурентам.

Таблица 2.1 - Динамика показателей хозяйственной деятельности ООО «МЕБЕЛЬ ПЛЮС»

Наименование показателей

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Отклонение (+,-)

Темп

роста, %

1. Выручка (нетто) от продажи продукции, товаров, работ, услуг, тыс. руб.

22926

26278

29065

6139

26,7

2. Себестоимость проданных товаров, работ, услуг, тыс. руб.

17331

201849

22415

5084

29,3

3. Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.

1977

2582

3017

1040

52,6

4. Чистая прибыль, тыс. руб.

1895

2395

4503

2608

137,6

5. Остаточная стоимость основных средств, тыс. руб.

777

487

251

-526

68,22

6. Стоимость капитала организации, тыс. рублей

4410

6565

11031

6621

150

7.Собственные оборотные активы

3739

1919

4265

526

14,0

Из данных таблицы можно сделать вывод, что прибыль от продаж за анализируемы период выросла на 52,6 % выросла за, а показатель чистой прибыли увеличился на 137,6 %. Темп роста себестоимости товаров увеличился на 29,3. Этому поспособствовал рост показателя выручки от продажи. Рост показателя собственных оборотных активов на 14,0% указывает на возможность ООО «МЕБЕЛЬ ПЛЮС» выполнять свои обязательства. Все имущество предприятия подразделяется на две группы – внеоборотные активы и оборотные активы. Исследуем состав и структуру имущества ООО «МЕБЕЛЬ ПЛЮС».

Общая стоимость имущества на конец 2019 г.. составляла 11031 тыс. руб. В ее составе оборотные средства составляли10780 тыс. руб. В период с 2017 до 2019 гг. она увеличилась на 7147 тыс. руб., или же 1,96 раза.

Незначительно снизился показатель самой мобильной части активов - запасов на 173 тыс. руб., что составило 6,78 %. Показатель денежных средств увеличился на 107 тыс. руб., или в 1,4 раза. Дебиторская задолженность выросла за рассматриваемый период в абсолютных величинах на 7215 тыс. руб. и составила в 2019 г. 8223 тыс. руб.

В оборотных активах предприятия в 2019 г. отмечается уменьшение величины краткосрочных финансовых вложений и денежных средств. При анализе активов просматривается уменьшение стоимости внеоборотных средств в 2019 г. на 526 тыс. руб., или на 68,22 % от их величины в 2017 г.

Общая стоимость собственного капитала предприятия возросла с 1381 тыс. руб. в 2017 г. до 4516 тыс. руб. или в 2,27 раза, этому способствовал в первую очередь рост величины нераспределенной прибыли. В анализируемом периоде задолженности по долгосрочным обязательствам предприятие не имеет. Задолженность по краткосрочным обязательствам в 2019 г. выросла с 3028 тыс. руб. до 6516 тыс. руб. Ее прирост составил 3488 тыс. руб.,115. Таким образом, за 2017–2019 гг., отмечен рост кредиторской задолженности за счет привлеченных предприятием заемных средств. Оценка структуры имущества и источников его формирования ООО «МЕБЕЛЬ ПЛЮС» показала, что структура предприятия является оптимальной. Доля оборотных активов предприятия составляет 82,3 %. На предприятии наблюдается большое количество запасов, которые составляют 57,8% от всех оборотных активов. Имущество создается за счет привлеченных средств. В пассиве преобладает кредиторская задолженность (67,7%), как правило, представленная задолженностью перед поставщиками и подрядчиками. (57,7%).

Негативным моментом можно считать большое количество материальных запасов, величина которых постоянно растет.

Таблица 2.1 - Результаты расчетов показателей экономической устойчивости

Показатель

Формула

Нормативное значение

Значение

Изменения

2017

2018

2019

Показатель отношения привлеченных и собственных средств;

(стр. 1400+стр.1500)/

стр.1300

Не более 0,7

0

0,12

0,009

0,009

Показатель автономии (платежеспособности);

стр. 1300/стр.1700

Не менее 0,5

0,31

0,36

0,40

0,09

Показатель маневренности собственных средств;

(стр. 1300+стр.1100)/

стр.1300

0,2 – 0,5

0,44

0,79

0,94

0,5

Показатель результативности применения собственных средств;

Ф2 стр. 2300/

стр. 1300

Не менее 0,5

1,30

0,99

0,99

(0,31)

Показатель применения финансовых ресурсов всего имущества;

Ф2 стр. 2300/

стр. 1600

Увеличение по отношению к предыдущему году

0,40

0,36

0,40

0

Таблица 2.2 -Укрупненная структура имущества и источников его образования ООО «МЕБЕЛЬ ПЛЮС» г. Пушкино

в 2017-2019 гг.

Статьи баланса

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Изменение,

тыс. руб.

Темп прироста,%

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

I. Внеоборотные активы

777

17,6

487

7,42

251

2,3

-526

-68,22

Основные средства

777

17,6

487

7,42

251

2,3

-526

-68,22

II. Оборотные активы

3633

82,3

6078

92,6

10780

97,7

7147

196

Запасы, в том числе

2551

57,8

2017

30,7

2378

21,6

-173

-6,78

Материально-производственные запасы

2551

57,8

2017

30,7

2378

21,6

-173

-6,78

Дебиторская задолженность

1008

22,9

3938

60,0

8223

47,3

7215

715

Денежные средства

73

1,7

119

1,8

180

1,6

107

146

Баланс

4410

100

6565

100

11031

100

6621

150

III. Капитал и резервы

1381

31,3

2406

36,6

4516

41,0

3135

227

Уставной капитал

10

0,2

10

0,2

10

9,2

-

-

Нераспределенная прибыль

1371

31,1

2396

36,5

4506

40,8

3135

227

V. Краткосрочные обязательства

3028

67,7

4256

64,8

6516

59,0

3488

115

Заемные средства

-

-

303

4,6

43

0,4

-

-

Кредиторская задолженность

3028

67,7

3857

58,7

6473

58,7

3445

113

Задолженность перед учредителями

-

-

1247

19,0

3426

31,0

Баланс

4410

100

6565

100

11031

100

6621

150

Доля собственных источников предприятия на конец анализируемого периода составляет 41,0 % и показывает более высокий темп прироста, чем краткосрочные обязательства, что считается положительным и указывает на низкую зависимость предприятия от заемных средств.

Негативным моментом стоит считать рост кредиторской задолженности на 113 % за рассматриваемы период, наибольший удельный вес которой составляют расчеты с поставщиками и подрядчиками.

Исходя и горизонтального и вертикального анализа, можно сделать вывод, что структура предприятия стабильна только относительно активов, доля собственных источников составляет 40,0 %, а темпы роста кредиторской задолженности превышают темпы роста дебиторской.

Из приведенных выше данных и рассчитанных показателей можно констатировать, что экономическое положение предприятия является стабильно в последние два года. Благодаря росту величины собственных оборотных средств с 609 тыс. руб. в 2017 г. до 4265 тыс. руб. в 2019г., и за счет привлеченных краткосрочных заемных источников предприятие полностью покрывает запасы и издержки без кредиторской задолженности.

2.2. Выбор состава и численности персонала предприятия

Численность персонала – это число сотрудников, которые официально работают в организации. Она бывает нормативной или фактической. В таблице 2.3 приведен баланс рабочего времени ООО «МЕБЕЛЬ ПЛЮС» за 2018-2019 гг.

Таблица 2.3 - Баланс рабочего времени ООО «МЕБЕЛЬ ПЛЮС» за 2018-2019 гг. в среднем на одного работника

Показатель

2017

2018

2019

Календарный фонд времени

365

365

365

Выходные и праздничные дни

102

102

100

Номинальный фонд рабочего времени

263

263

265

Отпуска

20

20

18

Отпуска по обучению

2,1

3,5

3,8

Отпуска в связи с родами

3,6

2,8

3,4

Болезни

7

7

12,5

Неявки, разрешенные администрацией

7,5

9,5

9,5

Прогулы

0

0

2,5

Всего неявок с учетом возможного фонда времени

40,2

42,8

49,7

Количество явок

222,8

220,2

215,3

Круглосуточные простои

0

0

0

Эффективный фонд рабочего времени

222,8

220,2

215,3

Средняя длительность рабочего дня, часов

7,9

8,0

7,6

Эффективный фонд рабочего времени, часов

1760,12

1761,6

1636,28

Как видно из таблицы 2.8 эффективный фактический фонд рабочего времени, по сравнению с его плановым значением снизился на 123,84 часа. Это произошло только за счет уменьшения числа отработанных дней, так как продолжительность рабочего дня оставалась постоянной, дальнейший анализ необходим для выявления причин изменения числа отработанных дней и продолжительности рабочего дня. На этот показатель влияют следующие факторы: увеличение отпусков по учебе - 0,3; отпуска связанные с родами - 0,6; болезни - 5,5; прогулы - 2,5.

Среднегодовая выработка продукции на одного работающего устанавливается как отношение объема выпуска продукции, работ, услуг в стоимостном выражении к общей численности работников предприятия. Среднегодовая выработка продукции одним рабочим определяется отношением объема выпуска продукции, работ, услуг в стоимостном выражении к численности рабочих.

Таблица 2.4 - Основные показатели работы ООО «МЕБЕЛЬ ПЛЮС» за 2018-2019 гг.

Наименование показателей

Ед. изм-я

Величина показателя, по годам

Изменения показателя 2019/2017

2017 г

2018 г

2019 г

абсолют. отклонение

относит. отклонение, %

1. Численность персонала

чел.

35

34

34

-1

-2,86

2. Среднегодовая выработка персонала

т.р.

1329,8

1378,63

1418,78

+88,98

+6,69

3. Среднегодовая выработка одного сотрудника

Т.р.

1264,9

1310,4

1345,3

+80,4

+6,36

4. Фонд заработной платы персонала

т.р.

12789,0

13051,2

13056,0

+267

+2,09

В том числе рабочих

т.р.

3385,3

3438,1

3456,0

+70,7

+2,09

5. Среднегодовая заработная плата персонала

т.р.

365,4

371,1

384,0

+18,6

+5,09

в т.ч. рабочих

т.р.

94,0

98,3

101,6

+7,6

+8,09

По данным табл. 2.4 можно сделать вывод, что фонд заработной платы в 2019 году по сравнению с 2017 годом увеличился на 267 тыс. руб. (2,09%), в результате чего среднегодовая зарплата персонала также возросла на 18,6 тыс. руб. (5,09%).