Найти тему

Есть ли у бизнеса деньги?

Источник: Яндекс картинки
Источник: Яндекс картинки

В последнее время, в связи с "продуманными" и "своевременными" действиями властей нашей страны по противодействию угрозе распространения коронавирусной инфекции, в интернете активно стали обсуждать доселе не особенно волновавшие большинство населения нашей страны вопросы особенностей ведения предпринимательской деятельности.

Особенно волнует людей, не в последнюю очередь, благодаря "гениальной" идее нашего, странно, что официально всё ещё не пожизненного, президента практически полностью переложить расходы по сохранению доходов населения на "хрупкие плечи" отечественного бизнеса, имеются ли у этого самого бизнеса на это средства. Поскольку по роду своей профессиональной деятельности мне достаточно часто приходилось работать напрямую с собственникам бизнеса, в первую очередь малого и среднего, то о том, как именно он ведётся, я имею самое, что ни на есть, непосредственное представление. В связи с этим ниже я планирую попытаться, в меру своей компетенции, ответить на поставленный выше вопрос, а также осветить некоторые аспекты предпринимательской деятельности, о которых обычно не принято публично говорить. В конце концов, деньги любят тишину.

Источник: Яндекс картинки
Источник: Яндекс картинки

Итак, начну, собственно, с ответа на самый насущный вопрос: а есть ли у бизнеса деньги? Сразу оговорюсь, что дальше я буду вести речь, прежде всего, о малом и среднем бизнесе, поскольку у бизнеса крупного деньги есть совершенно точно. Да и, к тому же, этот самый крупный бизнес, в целом, худо-бедно, за вычетом отдельных исключений, зарплаты своим сотрудникам, всё-таки, пока что сохраняет. А вот владельцы бизнеса поменьше уже вторую неделю усиленно уверяют всех, что платить зарплату им совершенно нечем.

Исходя их своего личного опыта работы с малым и средним бизнесом, могу сказать, что, в целом, это, действительно, правда. У организаций малого и среднего бизнеса отложенных "про запас" средств, как правило, не имеется. Но то, что их нет на расчётных счетах, вовсе не значит, что их нет совсем.

Дело в том, что большинство владельцев малого и среднего бизнеса в нашей стране, по своей сути, не предприниматели, а инвесторы. Это люди, различными путями получившие стартовый капитал и желающие его многократно увеличить путём выгодных вложений. Само собой, что они не настолько наивны, чтобы заниматься в нашей стране классической инвестиционной деятельностью, поэтому желают полностью контролировать тот бизнес, в который будут вкладывать свои средства. А для этого нужно быть его владельцем. При этом, зачастую, такие владельцы сами не то, что не являются профессионалами в той области, в которой открывают "дело", но и вообще имеют о ней достаточно смутное представление. Соответственно, единственной целью такой предпринимательской деятельности является извлечение максимально возможной прибыли, зачастую без оглядки на какую бы то ни было перспективу.

Источник: Яндекс картинки
Источник: Яндекс картинки

Опираясь на мой собственный опыт взаимодействия с владельцами малого и среднего бизнеса, могу с уверенностью сказать, что минимальный размер чистой прибыли, остающейся у них после всех расходов, в том числе уплаты налогов и выплаты заработной платы, составляет никак не меньше полумиллиона рублей в месяц. Нет, безусловно, пару раз мне встречались владельцы небольших магазинчиков в провинциальной глуши с прибылью в несколько сотен тысяч рублей, но только там все остальные, включая работников этих самых магазинчиков, получают не больше пятнадцати тысяч в месяц. Если же прибыль уменьшается, отечественные предприниматели, в большинстве случаев, даже не пытаются как-то "спасать" бизнес, а просто закрывают его и выводят средства, на которые потом открывают новый, причём, зачастую, уже в совершенно другой отрасли, которая в данный момент кажется им наиболее выгодной.

Так куда же вся эта прибыль девается? Ответ предельно прост. Большую её часть владельцы организаций незамедлительно выводят, после чего используют на свои личные нужды. За всё время моего плодотворного (безо всяких кавычек) сотрудничества с владельцами бизнеса, мне не встречалось ни одного из них, кто не имел бы недвижимости стоимостью в несколько десятков миллионов рублей (важно учесть, что я сейчас говорю, преимущественно, про Москву и Московскую область), автомобилей, стоимость которых также исчисляется шестизначными суммами, а также множества других предметов роскоши, недоступных подавляющему большинству населения нашей страны.

Источник: Яндекс картинки
Источник: Яндекс картинки

Собственно, на этом разговор о том, где же бизнесу брать средства на сохранение зарплаты собственным сотрудникам, можно считать закрытым, однако, хотелось бы осветить ещё один немаловажный момент. Наверняка, многие дочитавшие до этого момента люди заметят, что предприниматель, хотя и получает несопоставимо больше своих наёмных работников, столь же несопоставимо больше рискует. На самом деле, это утверждение соответствует действительности лишь отчасти.

Собственным имуществом по всем обязательствам, возникающим в ходе предпринимательской деятельности, отвечает только индивидуальный предприниматель. Большинство же владельцев выбирают для своего бизнеса такую организационно-правовую форму, как ООО — общество с ограниченной ответственностью. И названо оно так отнюдь неспроста. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации учредитель ООО не отвечает по его обязательствам. Соответственно, общество также не отвечает по обязательствам учредителя. Таким образом, некоторые владельцы бизнеса используют их как средства ухода от собственных долгов, переводя личное имущество на баланс организаций. Естественно, что для этого используются только те из них, чья деятельность не связана с рисками возникновения кредиторской задолженности.

Безусловно, существует институт субсидиарной ответственности, однако, на практике, привлечь к ней учредителя в большинстве случаев практически невозможно. Разумеется, в моей практике было немало положительных примеров привлечения учредителей ООО к подобной ответственности, однако, смею заверить, что это потребовало серьёзной работы и высоких профессиональных навыков занимавшегося этой процедурой юриста, а в ряде случаев и целой группы таких специалистов. В общем же случае реальный владелец бизнеса, который, как правило, сам не является генеральным директором, оставляя право занимать эту без сомнения почётную должность кому-нибудь из своих сотрудников, а то и вовсе совершенно постороннему человеку, никакой ответственности за него не несёт и своим имуществом не рискует.

Источник: Яндекс картинки
Источник: Яндекс картинки

В заключение хочу сказать несколько слов о закрытии бизнеса. Как только этот самый бизнес перестаёт приносить желаемый доход, подавляющее большинство владельцев без сожаления от него избавляются. В большинстве случаев обходятся без длительной и достаточно трудоёмкой процедуры ликвидации, а теми или иными способами "переводят" организацию на другого человека, зачастую того же самого "номинала", что до этого исполнял роль генерального директора, после чего попросту её "бросают". Рано или поздно юридическое лицо, переставшее сдавать отчётность, ликвидируется решением налогового органа, например, в связи с недостоверностью адреса местонахождения. Разумеется, существует и множество других способов избавиться от ставшего ненужным бизнеса, но в данной статье я не буду вдаваться в подробности и ограничусь лишь общим описанием.

Полагаю, что мне удалось, пусть и достаточно кратко, осветить некоторые "тёмные" стороны отечественного бизнеса, которые сами предприниматели предпочитают не афишировать. И это неудивительно, ведь, как уже говорилось выше, деньги любят тишину. А большим деньгам нужна абсолютная тишина.