Итак, вы определились с бизнес-идеей и с глобальной бизнес-стратегией. Пора выходить на рынок. Но как же сделать это правильно? Для этого нужно понять, из чего складывается рынок. Расскажу о пяти силах Портера.
Ещё в 1979 году Майкл Портер, профессор Гарвардской школы бизнеса, разработал концепцию 5 рыночных сил: каждая из которых влияет на компанию.
1. Конкуренты сейчас
Вам нужно подумать о том, кто является вашими конкурентами прямо сейчас, на этапе запуска бизнес-проекта. Оцените компании, действующие в той же нише, их темпы роста и доходность, после чего сузьте круг до квадрата, на 10-15 % отличающегося от ваших исходных данных.
Именно с попадающими в этот квадрат компаниями, а не со всеми представителями рынка в вашей нише, вы станете конкурировать на первом этапе.
2. Будущие конкуренты
Далее стоит подумать, а кто потенциально может стать вашим конкурентом в будущем? Вы можете предположить это с высокой долей вероятности, двигаясь по плану роста, развития и расширения своей компании.
Обратите внимание, в том числе, и на крупных игроков.
3. Субституты
Субститутами называются товары или услуги из соседней ниши, которые косвенно могут заменять для покупателя ваш продукт.
Например, в жаркий день вместо холодного лимонада можно выбрать и мороженое. Оцените, какие товары являются субститутами для вашего бизнеса.
4. Потребители
Кто ваши потребители? Для кого вы строите свой бизнес? Над решением чьей проблемы работаете? На все эти вопросы придется ответить честно.
Лучше всего составить портреты вашей потребительской группы.
5. Поставщики
Кто ваши поставщики? Важно не угодить в ловушку на этапе планирования этой составляющей рынка. Помните, если у вас один поставщик, это очень плохо для бизнеса. В таком случае вы попадаете в полную зависимость от поставщика, его условий по ценам и поставкам. И ваша цена для потребителя будет крайне зависима от условий поставщика.
Если маржинальность (возможности поднять цену) бизнеса небольшая, и потребители чувствительны к ценовым изменениям, один единственный поставщик может означать скорый крах для компании. Ищите разных поставщиков, чтобы всегда иметь возможность выбора и рычаги внесения поправок в текущее положение дел.
Всем желаю удачи в работе над бизнес-проектами!