Как говорят психотерапевты: «Нет здоровых людей, есть недообследованные». Психика человека ежедневно подвергается атакам со стороны враждебного внешнего мира. А те, чья профессиональная деятельность связана с тесным общением с другими людьми в условиях мультизадачности и вечно горящих дедлайнов, подвержены психологическому давлению еще сильнее. Сейчас, когда многие вынужденно перешли на удаленную работу из дома, появилась возможность трезво оценить, чего на самом деле «лишились» те, кто привык проводить полжизни на рабочем месте. Психолог Елена Лаврова рассказывает, с какими проблемами чаще всего сталкиваются офисные служащие, и советует, как с ними справляться.
Тревожность
Привыкли к тому, что на рабочем месте вы все время напряжены и каждую секунду ждете новой неприятности? На языке психологии такое состояние называется «тревожность». Она бывает двух видов: устойчивой или ситуативной. «Если человек неспокоен, когда на него, например, нападает грабитель – это нормально. Но если спектр ситуаций, в которых он тревожится, слишком широк – допустим, если он чего-то постоянно боится в своей повседневной деятельности – то это сильно влияет на психическое здоровье», – рассказывает психолог Елена Лаврова. В офисе ответственность за выполнение многих задач лежит на руководстве и коллективе, а реализация общих проектов зависит от нескольких людей сразу. Эти факторы усугубляют тревожность. А когда человек теряет контроль над ситуацией, тревога достигает пика.Основной способ борьбы с таким состоянием – научиться разделять, на что вы можете повлиять, а что от вас не зависит. Кроме того, тревожность можно снизить разнообразными антистрессовыми ритуалами. И лучше, если таким ритуалом станет спорт, утверждает психолог: можно «приучить» себя каждый день в одно и то же время заниматься йогой, медитировать или читать книгу.
Прокрастинация
Тратите рабочее время на всевозможные пустяки и постоянно отвлекаетесь, откладывая решение основной задачи? Это явление называется прокрастинацией, и с ним можно и нужно бороться.У офисных работников прокрастинация чаще всего связана с большим количеством рутинной или проектной работы. Некоторым просто страшно приступать к серьезной задаче, например, подготовке презентации для ключевого клиента. Конечно, это и следствие недостатка мотивации, считает Елена Лаврова. Она отмечает: «Часто дела, которые мы откладываем, мы не очень-то и хотим делать».Бывает также и боязнь успеха. Порой человеку тяжело браться за что-то новое после предыдущего удачного проекта, так как перед ним уже задана высокая планка. Люди также боятся своего первого успеха, который повлечет за собой ответственность, с которой затем можно не справиться. Чтобы наконец приступить к работе, нужен адреналиновый всплеск. Его дает, например, ощущение скорого дедлайна. С этим работникам может помочь грамотный руководитель, который умеет ставить задачи так, чтобы сотрудник всегда знал, к какому сроку работа точно должна быть сделана, а дедлайны были распределены равномерно и не случались внезапно.
Проблемы с вниманием
В офисе вас все время отвлекают от дел телефоны и другие гаджеты, мессенджеры, коллеги – неважно, лично или онлайн. К тому же, трудно разделять рабочие и личные коммуникации, из-за этого вы постоянно находитесь под ураганом сыплющейся отовсюду информации. Такой образ жизни может привести к синдрому приобретенного дефицита внимания (ADT, attention deficit trait). Это не неврологическое расстройство, как, например, синдром дефицита внимания и гиперактивности (ADHD, attention deficit hyperactivity syndrome), которым, как правило, страдают с самого детства. Человек, страдающий синдромом приобретенного дефицита внимания, не может сосредоточиться на одном деле, он постоянно отвлекается на сообщения в телефоне и соцсетях, перекуры, разговоры с сотрудниками, новости в интернете.«То, что мы можем заниматься одинаково хорошо несколькими видами деятельности – миф. Мы можем только быстро переключаться с одной задачи на другую, но внимание, словно мышца, быстро утомляется. И если вы отвлеклись, чтобы прочитать сообщение, придется приложить усилие, чтобы вернуться к делу», – рассказывает психолог.Чаще всего проблемы с концентрацией внимания возникают у сотрудников тех компаний, где неправильно выстроены рабочие процессы, из-за чего приходится постоянно существовать в режиме авральной многозадачности.По мнению Елены Лавровой, чтобы решить проблемы с вниманием, нужно заставить себя заниматься только одной задачей в один конкретный период времени. Есть немало техник такого самоконтроля – например, «метод помидора», когда человек на 25 минут полностью концентрируется на одном деле, после чего у него есть небольшой перерыв перед следующим или возвращением к тому же. Что же касается ADHD, синдрома дефицита внимания и гиперактивности, которое характеризуется трудностями с концентрацией внимания, гиперактивностью и плохо управляемой импульсивностью, – это гораздо более серьезное расстройство, психоз, от которого пока не найден способ излечения. Тем не менее, с ним можно жить и добиваться больших успехов. Например, Дэвид Нилман, у которого был диагностирован этот синдром, основал целую авиакомпании JetBlue, сумев преодолеть проблемы со вниманием и воспользоваться сильными сторонами своего психоза: постоянная тяга к новому, гиперактивность и умение быстро принимать решения.
Подавленность после отпуска или выходных
Люди часто возлагают на отдых большие надежды, и не всегда ожидания оправдываются, а по возвращении из отпуска еще и выясняется, что за время отсутствия накопилось много работы. У человека возникает ощущение, что он и не отдыхал. В таком случае психолог советует привозить с отдыха сувениры и ставить их на рабочем столе, чтобы вспоминать приятные моменты отпуска. И очень важно на время отдыха выкинуть работу из головы, не думая о делах. Решить эту проблему помогает полное отключение уведомлений всех чатов, можно также поставить в мессенджерах юзерпик с надписью «Я в отпуске».Иногда же, напротив, у сотрудника может возникнуть ощущение, что он полностью выпал из рабочего ритма за время отпуска. Поэтому некоторые стараются выйти с отдыха на день раньше, чтобы дать себе время спокойно «включиться».
Агрессия
Когда у работника не получается достичь поставленной перед собой цели, просыпается агрессия. Чаще всего она возникает в коллективах, где сотрудники конкурируют между собой. Иногда такое «соревнование» создается начальством, чтобы мотивировать подчиненных. Но в основе подобных практик не всегда лежит здоровое соперничество, считает Елена Лаврова: «Если офис напоминает банку с пауками, все мелкие конфликты начинают выглядеть, как глобальные неразрешимые противоречия».Ведущие компании стараются занимать большие офисы с комнатами отдыха, фитнес-залом и грамотным зонированием – все это помогает снижать уровень агрессии в сообществе. Начальству также стоить внимательно следить за тем, чтобы сотрудникам было физически комфортно, а в коллективе не возникало серьезных внутренних конфликтов.
Бессонница
Конечно, бессонница не всегда связана с проблемами на работе – у нее бывает и множество других самых разных причин. Но, как показывает практика, незавершенные дела – одна из самых распространенных. «Порой очень сложно расслабиться, когда в голове множество мыслей о несданных отчетах, недоделанных проектах, грядущих проверках», – рассказывает психолог.В такой ситуации помогут общие рекомендации врачей при бессоннице: темная комната, проветривание помещения, отказ от использования гаджетов перед сном. Можно также попробовать разные дыхательные практики – например, чередуя непродолжительные осознанные задержки дыхания с глубокими медленными вдохами. Но главное – попытаться разделить «домашние» и «рабочие» обязанности: по окончании рабочего дня перестать думать о работе и заняться собой, близкими и домом.
Синдром самозванца
«Синдром самозванца – это разговорное обозначение ситуации, когда человеку кажется, что к нему относятся лучше, чем он на самом деле есть», – объясняет психолог. Такой сотрудник всегда старается достичь какой-то цели, но впоследствии, даже в случае успеха, все равно видит изъяны и недочеты в своей работе. Иногда такое отношение к себе бывает спровоцировано неграмотным руководством, а бывает, что оно становится следствием старых проблем с самооценкой.Во втором случае следует разобраться с целой совокупностью причин, идущих, в том числе, из детства. Елена Лаврова считает, что в такой ситуации поможет психотерапия и работа над собой. Психолог советует написать список ваших достижений, а если кажется, что таковых нет – спросить, что считают вашими успехами друзья и близкие. Иногда взгляд со стороны помогает переосмыслить свою самооценку.
Выгорание
«Сил моих больше нет видеть эту работу!» Знакомое состояние? Чаще всего эмоциональное выгорание происходит у тех, кто работает с людьми. Иногда оно бывает связано не столько с конкретной деятельностью, сколько с ее организацией. «Как показывают исследования, очень часто выгорание связано с конкретной компанией. Есть такие, где выгорают больше, а есть, где меньше. И это не связано с тем, что склонные к выгоранию люди предпочитают определенные места для работы», – рассказывает Елена Лаврова. У многих офисных сотрудников есть ежедневные задачи, за выполнением которых не следует ярко выраженный и видимый результат. Это особенно актуально для больших корпораций, сотрудники которых не чувствуют связи своего труда с успехами всей компании. Для профилактики выгорания стоит научиться полноценно отдыхать, а не посвящать всю свою жизнь работе. Стоит также самому разобраться, как именно ваша конкретная деятельность влияет на результаты всей компании.
Нервный срыв
Когда тихий и примерный работник вдруг без явной причины начинает крушить все кругом, люди обычно говорят, что с ним случился нервный срыв. Такие пограничные явления любят изображать в кино – можно вспомнить хотя бы фильм «С меня хватит!» с Майклом Дугласом. На самом деле, нервный срыв – разговорное выражение, за которым часто скрывается целый «букет» психологических проблем. «Как правило, это защитный механизм, помогающий сбросить накопленный стресс. Но бывает и так, что срыв связан с резкой травмирующей ситуацией, например, потерей близкого человека», – рассказывает Елена Лаврова.Она рекомендует следить за уровнем внутренней энергии и эмоциональным фоном. Стресс – это часть нашей жизни и важный адаптационный механизм, от которого нельзя отказаться или избавиться. Но нужно не забывать о необходимости отдыха или смены вида деятельности для восстановления ресурсов организма. Нервный срыв – это такой «стоп» от психики, чтобы человек не доработался до серьезных проблем со здоровьем.
Постдиссертационный синдром
Когда сложный, потребовавший массу усилий и нервов проект остается позади, наступает опустошение. «Я бы назвала его синдромом завершения большого дела», – уточняет Елена Лаврова. Он происходит, когда в жизни человека завершилось что-то, что придавало много смысла его деятельности, и теперь он просто не знает, что делать дальше. Бывшим спортсменам, военным и всем, кто недавно вышел на пенсию, это состояние особенно знакомо – оно чревато опасными последствиями.Чтобы избежать этой проблемы, перед окончанием важных проектов стоит заранее начинать задумываться, чему вы захотите посвятить себя в дальнейшем. К тому же, составление списка возможных будущих целей само по себе поможет расслабиться в ответственный момент.
Многие из описанных проблем в увлекательной форме иллюстрирует новый сериал «Колл-центр» на платформе PREMIER. По сюжету анонимные террористы захватывают офис и заставляют его работников под угрозой смерти делать странные и ужасные вещи, а зачем и как это связано с психологией человека – вы поймете по ходу сериала. К тому же сейчас для всех действует бесплатная подписка. Переходите по ссылке и выбирайте, что посмотреть сегодня вечером >>>