Есть старая театральная шутка о том, что «артист главной роли в театре не играет».
Сейчас накатывает волна нового противостояния между двумя естественными антагонистами: ритейлом (розничная торговля) и девелоперами (арендодателями). Двум сторонам стало, как-то невыносимо душно от ухудшающейся ситуации и неопределённости. Все собрались под флагом коронавируса в последний поход за справедливые условия: ритейл «за процент с оборота», а девелопер - за удержание «ставок или валютных курсов».
Прошлый валютный кризис немного подточил позиции арендодателей и некоторые ритейлеры смогли добиться пересмотра ставок в валюте на ставки в рублях, а некоторым даже удалось пойти ещё дальше и заключить арендные договоры за процент с оборота с минимальными фиксированными ставками, а про голый процент с оборота и речи не было в большинстве случаев, возможно только у «самых самых» якорных арендаторов такой фокус получился. За бортом же остались ритейлеры с небольшими помещениями, малый и средний бизнес, которые на себя взвалили все тяготы арендных отношений, но именно они создают атмосферу торгового центра заполняя пустоты галерей, и в награду первыми же теряют оборот с потерей трафика в торговом комплексе.
У двух сторон на переговорах, когда призывы к текущей тяжёлой ситуации не помогают, в кармане всегда есть аргумент, о заёмных деньгах. Девелопер говорит, что у него кредит на строительство (у старых ТРЦ еще и в валюте). А ритейлер парирует, что и у него товарные кредиты. Пусть даже и не в валюте, но разговор на одном языке - пусть и русском - не клеится.
Так не развернуть ли стрелы дискуссии, направленные девелоперами и ритейлерами друг на друга, на тех, кто стоит за спиной у каждой из сторон - на банки.
Пусть банки услышат аргументы сторон и пусть договариваются между собой. Ситуация с некоторой долей комизма похожа на лихие 90-е, когда бизнес «терли» не фирмы между собой, а их "крыши" по понятиям.
Банки, прокредитовавшие бизнесы, клиент, которых не в состоянии генерировать плановые денежные потоки, под которые давались кредиты смогут сразу понять свои перспективы?
Как только станет ясно, что ситуация неисправима на этом рынке (в торговые комплексы трафик уже не вернётся никогда в прошлом объёме, а офлайн ритейл прожить на оставшемся трафике не сможет), то банки пусть уже обращаются в Центробанк за списанием своих неликвидных активов. Возможно, банки заинтересованы получить недвижимость (что вряд ли им нужно вообще) и могут не услышать аргументов торговли, отказаться и взять объект за долги, перепрофилировать и продать с выгодой - как вариант.
В случае ритейлера, банку его товар точно не нужен - его придется продавать через любые каналы. А у ритейла появилось уже несколько каналов от маркетплейсов, которые в этот чумной период продолжают пухнуть, как на дрожжах, так и собственные DTC (direct-to-customer) каналы.
А правительству какое дело до двух бизнес-субъектов, которым в принципе невозможно договориться? Таких пар антагонистов в экономике тысячи.
Обращение к правительству, конечно, старый испытанный метод, в критической ситуации, пандемии он должен сработать, но по факту ситуация сейчас не та, конфигурация экономики сложилась уже иная. Везде и во всём будут несколько банков, которые контролируют все цепочки.
Если раньше банки это делали исключительно при помощи денег: они кредитовали – производителя, они кредитовали ритейлера, они же кредитовали девелопера и они же кредитуют покупателя и в этом ничего нового нет, так было всегда, но никогда у банков не было в руках столько стержневых технологий от искусственного интеллекта, логистики, маркетплейсов, облачных вычислений и хранения информации, распознавания лиц и много чего другого, которые полностью могут контролировать все даже малые процессы в компаниях и банк «С» вполне может договориться с банком «А» и без вмешательства правительства.
@Balandin описал эту ситуацию в «РИТЕЙЛ 2020»: тёмная сторона банков». Может имеет смысл разговаривать и апеллировать к хозяевам положения, а не к статистам?
Коронавирус может изменённые правила рынка сделать очевидными за очень короткий срок. Не настал ли момент "прозрительной очевидизации" того, что происходит на рынке в цепочке потребитель-ритейлер-производитель-девелопер?
Если не получается договориться на своём уровне, то нужно выходить на уровень выше и это не правительство, а банки, которые стоят за почти всеми участниками цепочки.
Разобрал арендные отношения на рынке в период пандемии Агатов Борис независимый эксперт по инновациям в розничной торговле.