Найти тему

Две «крыши» должны договориться о разделе торговли после окончания пандемии

Пустые галереи торговых комплексов
Пустые галереи торговых комплексов
Есть старая театральная шутка о том, что «артист главной роли в театре не играет».

Сейчас накатывает волна нового противостояния между двумя естественными антагонистами: ритейлом (розничная торговля) и девелоперами (арендодателями). Двум сторонам стало, как-то невыносимо душно от ухудшающейся ситуации и неопределённости. Все собрались под флагом коронавируса в последний поход за справедливые условия: ритейл «за процент с оборота», а девелопер - за удержание «ставок или валютных курсов».

Прошлый валютный кризис немного подточил позиции арендодателей и некоторые ритейлеры смогли добиться пересмотра ставок в валюте на ставки в рублях, а некоторым даже удалось пойти ещё дальше и заключить арендные договоры за процент с оборота с минимальными фиксированными ставками, а про голый процент с оборота и речи не было в большинстве случаев, возможно только у «самых самых» якорных арендаторов такой фокус получился. За бортом же остались ритейлеры с небольшими помещениями, малый и средний бизнес, которые на себя взвалили все тяготы арендных отношений, но именно они создают атмосферу торгового центра заполняя пустоты галерей, и в награду первыми же теряют оборот с потерей трафика в торговом комплексе.

У двух сторон на переговорах, когда призывы к текущей тяжёлой ситуации не помогают, в кармане всегда есть аргумент, о заёмных деньгах. Девелопер говорит, что у него кредит на строительство (у старых ТРЦ еще и в валюте). А ритейлер парирует, что и у него товарные кредиты. Пусть даже и не в валюте, но разговор на одном языке - пусть и русском - не клеится.

Так не развернуть ли стрелы дискуссии, направленные девелоперами и ритейлерами друг на друга, на тех, кто стоит за спиной у каждой из сторон - на банки.

Пусть банки услышат аргументы сторон и пусть договариваются между собой. Ситуация с некоторой долей комизма похожа на лихие 90-е, когда бизнес «терли» не фирмы между собой, а их "крыши" по понятиям.

Банки, прокредитовавшие бизнесы, клиент, которых не в состоянии генерировать плановые денежные потоки, под которые давались кредиты смогут сразу понять свои перспективы?

Сложно представить, что трафик в полном объёме вернётся в торговые центры после окончания пандемии.
Сложно представить, что трафик в полном объёме вернётся в торговые центры после окончания пандемии.

Как только станет ясно, что ситуация неисправима на этом рынке (в торговые комплексы трафик уже не вернётся никогда в прошлом объёме, а офлайн ритейл прожить на оставшемся трафике не сможет), то банки пусть уже обращаются в Центробанк за списанием своих неликвидных активов. Возможно, банки заинтересованы получить недвижимость (что вряд ли им нужно вообще) и могут не услышать аргументов торговли, отказаться и взять объект за долги, перепрофилировать и продать с выгодой - как вариант.

В случае ритейлера, банку его товар точно не нужен - его придется продавать через любые каналы. А у ритейла появилось уже несколько каналов от маркетплейсов, которые в этот чумной период продолжают пухнуть, как на дрожжах, так и собственные DTC (direct-to-customer) каналы.

А правительству какое дело до двух бизнес-субъектов, которым в принципе невозможно договориться? Таких пар антагонистов в экономике тысячи.

Обращение к правительству, конечно, старый испытанный метод, в критической ситуации, пандемии он должен сработать, но по факту ситуация сейчас не та, конфигурация экономики сложилась уже иная. Везде и во всём будут несколько банков, которые контролируют все цепочки.

Если раньше банки это делали исключительно при помощи денег: они кредитовали – производителя, они кредитовали ритейлера, они же кредитовали девелопера и они же кредитуют покупателя и в этом ничего нового нет, так было всегда, но никогда у банков не было в руках столько стержневых технологий от искусственного интеллекта, логистики, маркетплейсов, облачных вычислений и хранения информации, распознавания лиц и много чего другого, которые полностью могут контролировать все даже малые процессы в компаниях и банк «С» вполне может договориться с банком «А» и без вмешательства правительства.

@Balandin описал эту ситуацию в «РИТЕЙЛ 2020»: тёмная сторона банков». Может имеет смысл разговаривать и апеллировать к хозяевам положения, а не к статистам?

Коронавирус может изменённые правила рынка сделать очевидными за очень короткий срок. Не настал ли момент "прозрительной очевидизации" того, что происходит на рынке в цепочке потребитель-ритейлер-производитель-девелопер?

Если не получается договориться на своём уровне, то нужно выходить на уровень выше и это не правительство, а банки, которые стоят за почти всеми участниками цепочки.

Разобрал арендные отношения на рынке в период пандемии Агатов Борис независимый эксперт по инновациям в розничной торговле.