Неожиданно бросилось в глаза, что к середине марта почти нет объективной информации по итогам продаж электромобилей в мире в 2019 году. Статистика есть, но разбросана она по разным источникам, и собирать ее придется по крохам. А картина очень любопытная.
Мировые тенденции. По итогам 2019 года был установлен абсолютный рекорд по численности электромобилей в мире. Число машин на электрической тяге достигло 7,9 тысяч штук, что почти на 2 миллиона электромобилей больше по сравнению с 2018 годом. Кстати, в самом 2018 году было продано 2,018 млн. машин. Замедление роста рынка в 2019 году было зафиксировано впервые. По сравнению с 2013 годом рост парка машин на электрической тяге произошел в 10-кратном размере.
Лидером в 2019 остался Китай, где зарегистрировано 3,8 миллиона электромобилей. Это более чем в 2 раза превышает аналогичный показатель для США. Наибольший прирост продаж в Поднебесной коснулся 3 компаний, работающих в на местном рынке:
· GAC;
· Hawtai;
· Tesla.
Американская компания Tesla смогла суммарно увеличить продажи до 368 000 штук, что означает 50-процентный прирост по отношению к 2018 году. Это произошло за счет появления новых моделей, строительства завода в Китае. Всего с 2013 года уже было продано более 1 млн. электромобилей.
На третьей позиции оказался объединенный европейский рынок. В 2019 году было продано 564 225 машин, включая гибриды, что означает рост на 46 % по отношению к предыдущему периоду. «Чистых» электромобилей было продано 365 372 штук, что больше 2018 года на 81 %.
Среди лидеров по емкости рынка выделяются:
1. Сегмент электромобилей – Нидерланды, Норвегия.
2. Сегмент гибридных машин – Германия, Великобритания.
Среди европейских стран с развивающимся рынком лидирует Венгрия, где купили 4 тысячи электромобилей.
Европейский рынок – лидеры. Не известно, как отразится кризис 2020 года на продажах, но 2019 год объективно демонстрировал рост в Европе. Емкий рынок открыл свои объятия в основном для машин нового модельного года. Здесь лидерами стали (в тыс. экземплярах):
1. Tesla Model 3 – 65, 682 (позиция 1 в общем рейтинге, включая гибриды).
2. Hyundai Kona EV – 18,646 (7).
3. Audi E-tron – 12,904 (8).
4. KIA Niro EV – 8,859 (15).
5. Tesla Model S – 6,723 (19).
Почти все машины, продававшиеся и в 2018 году, сократили уровень продаж. Здесь ТОП-5 составили такие модели (тыс. штук):
1. Renault ZOE – 38,142 (- 1%).
2. Nissan Leaf – 27,573 (- 32 %).
3. BMW i3 – 27,284 (+ 11,7%).
4. Volkswagen e-Golf – 22,612 (+ 6,4%).
5. Jaguar I-Pace – 10,473 (+ 65,7 %).
Скачек продаж модели Jaguar можно объяснить «низким стартом», ведь I-Pace стал продаваться только в конце 2018 года.
Подзаряжаемые гибриды продавались не так активно в 2019 году, но и здесь есть свои лидеры (тыс. шт.):
1. Mitsubishi Outlander – 29,283 (+ 25,7%).
2. Mini Countryman – 12,472 (+ 20,6%).
3. Volvo XC60 TS – 11,240 (- 16,3%).
4. BMW 225 XE – 11,134 (- 12,1%).
5. BMW 530 E – 11,006 (- 17,8%).
Европейские компании в попытке не отстать от компании Tesla вынуждены спешить, регулярно обновляя свой модельный ряд.
Вместо заключения. Почти полное отсутствие в статистике постсоветских стран легко объяснить отсутствием стимулирующих инструментов. Только в начале 2020 года ситуация изменилась, так что заметный скачек стоит ожидать к концу года.
К примеру, в Украине с позиции наличия электромобилей 2019 год начался с отметки 19 884 штук:
· 10 714 электромобилей;
· 9 170 гибридов.
Рост рынка наблюдался в течение года, и к концу года (без учета декабря) на учете уже стояло 34 029 машин на электрической тяге. Не исключено развитие ситуации в 2020 по аналогичному сценарию в странах ЕАЭС.