Начать с Урока 1
Мы добрались до существительных.
Как вы, возможно, помните, глагол является центром английского предложения, и именно на него мы тратим наибольшее количество времени в обучении.
Однако, грамматика существительного также включает в себя несколько крайне важных аспектов, незнание которых приводит к непониманиям и ошибкам. Давайте шаг за шагом разберемся в самом важном.
Зачем английскому артикль?
Вспомните главное отличие русского от английского:
- наличие падежей существительных и личных окончаний глаголов в русском и отсутствие их в английском;
- как следствие, свободный порядок слов в русском и фиксированный в английском.
Тот факт, что русское существительное, имея падежные окончания, может согласовываться со своим глаголов из любой части предложения (Я хочу молока. - Молока хочу! - Я молока хочу.), делает его, скажем так, "сильным" (=независимым и не требующим определителей).
В английском наоборот: существительное имеет фиксированную позицию относительно глагола (I need - что? - milk; milk нельзя двигать по предложению) - как следствие, оно, условно говоря, "слабое" (=требует определителя).
Вывод из этого простой: английский и русский - языки разного типа, и нам нужно привыкнуть в иной роли и грамматике существительного в предложении.
Пословный перевод здесь не помогает, и крайне важно освоение "помощников" сущетствительных исключительно через контекст - логически мозг чуждое ему игнорирует, не запоминает, путает и т.п.
Определители существительного
Итак, из лирического отступления выше вам важно запомнить одну аксиому: английскому существительному нужен определитель.
Артикль является лишь одним из типов определителя существительного; их несколько - и каждый из них имеет свою функцию.
1 / Определение принадлежности: слова my, his, her, its, our, your, their + my sister's, our parents' etc.
- Eat your eggs. - Ешь (свою) яичницу.
Если перевести слово your буквально - "свою" - слово СВОЮ кажется избыточным. Ну чью еще яичницу я должен есть?
В английском же определитель YOUR помогает создать связное предложение. На русский его можно не переводить.
Еще примеры:
- I need my mom! - Мне нужна (моя) мама! (плачет ребенок, который потерялся) - опять же слово MY с нашей точки зрения может показаться избыточным, а в английском языке он помогает установить важную связь с мамой - не чья-то мама, а МОЯ!)
- Where did I put my phone? - Куда я положил (свой) телефон?
- She is talking to her husband. - Она разговаривает с (своим) мужем.
Определители принадлежности понятны, так что их рекомендуют использовать как "безопасный" вариант.
2 / Указатели: слова this - these / that - those / all
- I like this colour. - Мне нравится ЭТОТ цвет. (указываем на то, что видим)
- Let's get these flowers. - Давай купим ЭТИ цветы.
- Look at that tree. - Посмотри на ТО дерево. (указываем на что-то в отдалении)
- I don't know those people. - Я не знаю ТЕХ людей.
Здесь все для нас понятно, так как определитель имеет понятный и знакомый нам смысл. Нужно только запомнить его формы в единственном и множественном числе.
3 / Артикль - говорю ВООБЩЕ или о чем-то КОНКРЕТНОМ: имеет три формы A-AN-нулевой / THE
Отсутствие артикля (при отсутствии любых других определителей - см. выше и ниже) является значимым - в грамматике оно называется "значимое отсутствие артикля".
Артикль является определителем восприятия существительного как ОБЩЕГО / КОНКРЕТНОГО.
Другими словами: НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ АРТИКЛЬ - это когда вы говорите о чем-то В ПРИНЦИПЕ, ВООБЩЕ
- I like milk. - Я люблю молоко. (как тип напитка)
- She is a teacher. - Она - учительница. (как тип профессии)
- I go to work by bus. - Я езжу на работу на автобусе. (work - как тип занятия; bus - как тип транспорта)
- I need a pen. - Мне нужна ручка. (как тип предмета - не карандаш, не маркер, не телефон и т.д.)
Значение неопределенного артикля часто называют категоризацией - то есть вы говорите строго говоря не о самом предмете, а о его ТИПЕ (=категории).
ОПРЕДЕЛЕННЫЙ АРТИКЛЬ описывает конкретные предметы / людей в конкретной (=реальной) ситуации.
- The milk has gone off. - (Это) Молоко пропало. (описываем физический объект перед нами - вот это молоко, на которое я смотрю, нюхаю или держу в руке)
- Ask the teacher. - Спроси (свою) учительницу. (спроси у конкретного человека)
- I am on the bus. - Я в автобусе. (внутри физического объекта)
Различие категорий ОБЩЕГО и КОНКРЕТНОГО дается нам труднее, так как такой отдельной категории у нас в грамматике нет.
Я рекомендую использовать проверочные слова КАКОЙ-ТО (для неопределенного артикля) и ЭТОТ / СВОЙ (для определенного артикля) на том этапе, когда вы еще привыкаете к этой новой для себя категории.
Мы будем тренироваться на конкретных примерах в следующих уроках.
4 / Указатели точного количества: числа one, two, ten etc.
Еще одним способом определить существительное является описание его количества.
- I have two children. - У меня ДВОЕ детей.
- I only have one question. - У меня только ОДИН вопрос.
5 / Указание субъективного количества (много, мало, слишком мало, слишком много): наречия much / many, too much / too many, little / few, too little / tto few, enough, not enough.
Большой группой определителей являются так называемые determiners, Они тоже обладают понятным значением - МНОГО / МАЛО.
Их достаточно много, и у нас бывает путаница с их формами - поэтому мы их подробно разберем в отдельном уроке.
- I don't have much time. - У меня мало времени.
- She doesn't get enough attention from him. - Она не получает от него (достаточно) внимания.
- I have quite a few friends. - У меня достаточно много друзей.
- They have much money. - У меня много денег. (Скорее, субъективное восприятие говорящего)
6 / Указание "условного" количества (несколько, сколько-то): наречия some / any
- I have some time. - У меня есть (немного, какое-то) время.
- I don't see any book here. - Я не вижу (никакой) книги здесь.
- I dont' have any choice. - У меня нет (никакого) выбора.
Определитель "условного" количества в нашем восприятии - это лишние слова - они часто даже не переводятся, так как в них нет прямой коммуникативной необходимости.
Однако, для носителей английского они являются простым способом определить существительное и избежать смысловой дыры. Об этом также подробнее в следующих уроках.
--------
Урок получился абстрактно-грамматическим, но я надеюсь, он поможет увидеть общую картинку и осознать функцию артиклей и других определителей в общей смысловой системе.
Важно помнить главный принцип: любому существительному в предложению нужен ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ (выбираем один из списка выше - тот, который подходит по смыслу и ситуации)
По большому счету, каждый из определителей подчеркивает, с чем связано наше существительное в предложении - к чему оно относится. Такая потребность возникает именно из-за его "слабости" и неизменяемости.
Важно помнить, что определители существительного являются взаимозаменяемыми - если вы использовали один, не нужно использовать другие.
Правильным подходом будет выбирать определитель, в котором вы больше всего уверены - мы стараемся облегчить себе жизнь, а не усложнить :)
До встречи в следующих уроках, где подробно разберемся, как все эти определители используются. Оставайтесь на связи!
Читать Урок 54 >>
Все уроки серии:
Урок 1 Начинаем говорить
Урок 2 Что вежливо, а что грубо
Урок 3 Учитесь понимать на слух
Урок 4 Что сказать, если не помните слово
Урок 5 Вы говорите по-английски? Описываем знание языка
Урок 6 Как произносить слова с W
Урок 7 Как задавать вопросы
Урок 8 Самые важные вопросы
Урок 9 Топ слова: GET
Урок 10 Как поздравить с праздником или порадоваться успехам
Урок 11 Самые частые ошибки в произношении
Урок 12 Чем отличаются This is, It is и There is
Урок 13 Описания в настоящем, прошедшем и будущем
Урок 14 Как говорить о странах и путешествиях
Урок 15 Как сказать НРАВИТСЯ / НЕ НРАВИТСЯ
Урок 16 Как читать числа, цены, номера телефонов и т.д.
Урок 17 Когда использовать IS, а когда DOES
Урок 18 Примеры путаницы IS и DOES
Урок 19 Топ-слова: GO, COME, TAKE, BRING
Урок 20 Как сказать Я ТОЖЕ
Урок 21 Как описывать размеры предметов и объектов
Урок 22 Как говорить о планах
Урок 23 Полезные фразы для путешествий
Урок 24 В путешествии: Указатели и таблички
Урок 25 Что такое фразовые глаголы
Урок 26 Язык путеводителей: Полезные слова
Урок 27 Учимся использовать There is
Урок 28 Резервируем комнату в отеле
Урок 29 Проблемы в отеле
Урок 30 Как произносить слова с GH
Урок 31 Диалоги в аэропорту
Урок 32 Суперважный предлог OF
Урок 33 В путешествии: Достопримечательности
Урок 34 Эмоциональные прилагательные
Урок 35 Как правильно использовать VERY и другие усилители
Урок 36 Топ слова: LOOK, SEE, WATCH
Урок 37 Что такое настоящее время
Урок 38 Анатомия простого настоящего
Урок 39 Сложности глагола HAVE в настоящем времени
Урок 40 5+ полезных фраз в Present Simple
Урок 41 ТОП 20 самых нужных неправильных глаголов
Урок 42 Ошибки в произношении неправильных глаголов
Урок 43 Частые грамматические ошибки носителей
Урок 44 Действия в прошлом: Simple или Perfect?
Урок 45 Разговорные выражения в Present Perfect
Урок 46 Особенности английских сокращений
Урок 47 Полезные выражения с WHILE
Урок 48 Главная странность времени Present Perfect
Урок 49 Понимание на слух: Вспомогательные глаголы
Урок 50 Лучшие ресурсы для освоения грамматики
Урок 51 Визит к врачу
Урок 52 Как произносить слова с CH
Урок 53 Как сказать БЕСИТ
Урок 54 Как говорить о волнениях и переживаниях